Магия соучастия
Новая Москва активно застраивается и развивается. Причем в некоторых районах ставка делается не только на инфраструктуру, но и создание комьюнити на принципах со-творчества и коллективного образования. В частности, команда образовательного бюро «А101 Лёрнити» налаживает добрососедство и здоровые социальные связи через бесплатные фестивали, курсы и кружки для взрослых и детей.
Более того в Прокшино ГК «А101» сейчас заканчивает возведение грандиозного образовательного центра для знаменитой школы Евгения Ямбурга с отдельным театральным пространством. Time Out поговорил с идейным вдохновителем проекта и автором адаптивной системы образования Евгением Ямбургом о центре и пользе занятия театром для взрослых и детей. А также взял комментарии про принципу соучастия во взрослой среде у директора образовательного бюро «А101 Лёрнити» Елены Булин-Соколовой.
В чем уникальность строящегося образовательного центра с театральным пространством в Прокшино?
Евгений Ямбург: Я развиваю свой образовательный центр, а вообще это уже целый холдинг, уже 50 лет. И проект в Прокшино – полное финальное воплощение всех наработок за полвека. Поскольку это совместное государственное и коммерческое предприятие, я могу использовать для него самые интересные достижения отечественных производителей и то лучшее, что есть в мире. Идеальным это место сделали наши партнеры, которые прониклись идеями и готовы их полностью реализовывать. Поскольку микрорайон находится в Новой Москве, что предполагает определенную изолированность, наша школа станет центром притяжения не только для детей, но и для родителей, бабушек, дедушек и вообще всех жителей.
Чем адаптивное образование, которым славятся ваши центры, отличается от обычного?
Е. Я.: У нас не дети приспосабливаются к школе, а школа приспосабливается к любому ребенку вне зависимости от состояния его здоровья и психики, учитывает склонности, способности каждого. У меня есть классы лицейские, гимназические, общеобразовательные и те, где занимаются дети, имеющие проблемы в развитии. Все ходят в одну школу, ведь в обществе им тоже жить вместе. Поэтому нужно учиться взаимодействовать.
Например, ребята работают по заданию Комитета защиты Волги — у наших центров есть свой флот. В одной шлюпке спокойно оказываются очень развитые дети, которые изучают состав Волги, и коррекционные, гребущие на веслах. Вот они вместе делают одно дело. Также и театр, походы, экспедиции помогают сплочению, преодолению барьеров между людьми, оздоравливая физически и морально.
А как вы избегаете буллинга в совместных детских активностях? Ведь очень часто инаковость становится проблемой в коллективе.
Е. Я.: Буллинг проблема вечная: он был, есть и будет. Потому что для плохо организованного коллектива, будь то банда или тоталитарное государство, залогом объединения служит образ врага. А поводом его найти может быть что угодно. Например, пластина на зубах ребенка может привести к кличке «саблезубый». Сегодня буллинг из школы все больше переходит в интернет. В этой ситуации прежде всего виноваты родители и уже потом — школа.
Родители часто с утра до ночи работают, им некогда. Школа, в свою очередь, должна обладать довольно мощной медико-психологической службой. Обычная система, когда врач приходит в школу раз в неделю или один психолог работает с 800 детьми, проблему, конечно, не решает. Но ситуация будет меняться. В моих центрах подобные службы уже есть, в Прокшино мы такую тоже, разумеется, создадим.
У вас очень серьезно развито дополнительное образование: помимо театра есть флот, конно-спортивный клуб, ремесленные мастерские. Почему это важно?
Е. Я.: Основное и дополнительное образование — сообщающиеся сосуды. Хотя до сих пор, к сожалению, многие педагоги и родители считают, что дополнительное — значит, необязательное. Например, получил ребенок двойку по физике, а ему говорят «на хор не пойдешь». Хотя при чем тут вообще хор? Пойдет тогда отвлекаться запрещенными веществами или алкоголем. Еще среди учителей распространен туннельный подход, когда каждый считает свой предмет самым главным. Между тем, огромное количество выдающихся людей вышло из кружков и секций, начиная с великого конструктора Королева. Я считаю, надо все перепробовать, потому что нет бездарных детей: у кого-то талантливая голова, а у кого-то — руки. В Прокшино мы закупаем все необходимое оборудование для разнообразных ремесел, причем самое лучшее.
Почему детям стоит заниматься именно театром?
Е. Я.: Многие родители жалуются, что дети не читают, что прилипли к компьютеру. Я их в свою очередь спрашиваю, а вы на ночь читали им сказки? Вы превращали шторы в театральные кулисы, а комнату в сцену, где играли с детьми? Это не я изобрел, так еще дворяне делали. Театр дает ощущение живой жизни. Ничто не может сравниться с тем, когда ребенок получает аплодисменты и отзвук в зрительском зале. Это совершенно не сопоставимо с холодным экраном компьютера.
Поэтому театр, хотя и не панацея от всех бед, но очень очеловечивает. Мы совершенно забыли, что существует эмоциональный интеллект. Все хотят, чтобы выпускники были умелыми и мобильными. Потому что если ты сегодня не владеешь компьютером, не знаешь хотя бы один иностранный язык, ты инвалид. Но дело в том, что умелая и мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная. Что такое эмоциональный интеллект? Это умение чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Расскажу иллюстративную историю, которая произошла лет 15 назад. Погиб один ребенок, когда переходил Ленинский проспект. Родители обратились ко мне с просьбой подвезти гроб к школе, чтобы одноклассники могли с ним попрощаться. Я понимал, что ситуация очень сложная, потому что психика у детей разная, и принял соломоново решение. Объявил: те, кто считает, что будет травма, могут в этот день не пускать детей в школу. В итоге пришло 85 % школьников. Обратите внимание, что в интернете, в разных играх можно три жизни прожить. А тут они столкнулись с реальной смертью, и это крайне важно. Боюсь, что сегодня и 15 % не пришло бы, потому что господствует тренд «Живи на яркой стороне», «Возьми от жизни все» и так далее.
А как театр влияет на психологическое состояние? Будет ли это полезно взрослым?
Е. Я.: Театр снимает актерский зажим, а значит и психологический. Например, зубрилка, которая сегодня все сдала, пойдет и дальше зубрить из-за зажатости и нервозности. А человек, который в этот день идет танцевать, участвовать в театральной постановке, наоборот более расслаблен и грамотно распределит время. Я не стремлюсь сделать из детей профессиональных актеров, хотя такие тоже есть. Но артистизм нужен любому человеку для переживания личных драм и для любой профессии, связанной с публичностью. И даже врачу, который зайдет в палату, развеселит больного и в итоге спасет ему жизнь; и бизнесмену, который сумеет через личное обаяние получить заказ в условиях жесткой конкуренции.
Как вы оцениваете уровень образования в Новой Москве? И какова роль вашего центра и в частности театральной студии для округа?
Е. Я.: Про всю Новую Москву я не отвечу, но могу сказать, что ни в России, ни в Европе нет школ подобной той, которую сейчас строят в Прокшино. В колоссальных атриумах возможны и театральные постановки, и кинопремьеры. Даже в уже имеющейся школе залы оборудованы так, как почти ни в одном театре, — многие мои ребята делали Олимпиаду в Сочи. Но все это будет мертвое дело, если нет самого главного. Современная педагогика — педагогика событийная. Чтобы ребенок менялся как личность, должно произойти то, что глубоко проникает в сердце.
Вспоминаются часто не уроки или порой нудные лекции, а вот то яркое, что останется на всю жизнь. И потом событие, означает со-бытие педагога, родителя, ребенка. Это происходит, когда они как раз вместе делают постановки, где участвуют все. Начиная с первоклассников и родителей, заканчивая директором и выпускниками, многие из которых, кстати, стали профессиональными актерами.
В Прокшино, как и в других жилых районах ГК «А101» Новой Москвы, задачи творческого раскрепощения и развития личности, а также налаживания связей между участниками сообщества, решает в том числе команда образовательного бюро «А101 Лёрнити». Как принципы соучастия школы Ямбурга действуют для взрослых, Time Out рассказала доктор педагогических наук, директор образовательного бюро «А101 Лёрнити» Елена Булин-Соколова.
Почему опыт совместной деятельности важен не только в школе, но и в масштабах города?
Елена Булин-Соколова: Город — это люди, их встречи, разговоры и отношения. Жизнь в сообществе помогает человеку принять место и других жителей через взаимодействие, в опыте совместного проживания ситуаций. Только так складываются плотные, тесные связи, формируется доверие и в конечном счете любовь. Это в том числе и про возможность встретиться глазами в кафе с человеком, которого ты видел на сцене, вместе с которым смотрел кино или участвовал в походе, и улыбнуться.
Тогда не страшно попросить хозяина булочной передать ключи ребенку, когда тот будет бежать из школы. Не возникает желания построить двухметровый забор: есть уверенность, что никто не забросает бутылками из-под пива детскую песочницу. В такой атмосфере человек понимает: «Я делаю все, чтобы район был чистым и красивым, и другие делают точно так же — нам с ними по пути».
А можете привести пример, как вы налаживаете связи между незнакомыми людьми района?
Е. Б.-С.: Мы создаем открытые мастерские, в которых жители и их дети могут собираться, чтобы вместе реализовывать творческие замыслы. Это и множество активностей таких как, например, оркестр горожан «Оркестратория». Один из его ведущих принципов — открытость. Это значит, что любой житель района может просто послушать музыку, а может присоединиться и начать играть. Будь то профессиональный музыкант, любой малыш или взрослый — все они встретятся на одной площадке, чтобы исполнить вместе произведение.
Такой принцип вызывает удивление у тех, кто никогда подобного не видел: «Разве можно играть в оркестре человеку, который не знает нотной грамоты?». Конечно, все чудеса делаются людьми: профессиональный руководитель, виолончелистка Ирина Шевцова захватывающе ведет занятия и может подхватить любого, встроить его в музыкальную ткань и мотивировать человека двигаться все дальше и дальше. И точно так же происходит с танцами и другими активностями: энергия, которая исходит от коллектива, передается и отдельному участнику. У него появляется возможность выдохнуть после тяжелого дня или даже недели, избавиться от стресса. А после занятия обняться со всеми и радостным человеком пойти домой. Все это про опыт счастливой жизни.
Чем формат «соучастного проектирования», отличается от привычной анимации, которую в городе проводят по случаю праздников и фестивалей?
Е. Б.-С.: Человек, который вложил в событие часть своего времени, сил, чувств, будет воспринимать его как свое, храня в сердце и памяти. И мы создаем такие традиции. Следующий шаг развития этого формата произойдет, когда люди начнут делать подобные мероприятия уже без нас. Мы мечтаем о том, чтобы уходить из уже развитых районов в другие так, чтобы никто и не заметил нашего исчезновения. Полноценный результат создания города с помощью магии вовлечения и соучастного проектирования — когда люди начинают в нем жить, обучая друг друга, поддерживая друг друга и занимаясь разными видами искусства.
Erid: F7NfYUJCUneP4Vn3BTw4
Реклама 0+. АНО «ЦРОС». ИНН: 7751209048. ОГРН: 1217700532125. Юр. адрес: 108814, Москва, п. Коммунарка, ул. Бачуринская, д. 21, этаж 1, помещ. Х