Манга: 9 веков истории | Арт | Time Out

Манга: 9 веков истории

Виктория Васильева   9 ноября 2023
3 мин
Манга: 9 веков истории
Редактор культуры Time Out отправилась на Винзавод исследовать мир манги: из XII столетия — напрямую к нейросетям.

Выставка: «Искусство МАНГА»

Когда: до 31 марта

Где: ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, с. 6

Проект рассказывает о важнейших источниках и этапах развития манги, показывает всю серьезность и глубину культурного феномена графических рассказов. 

Экспозиция начинается со свитка «Тедзю гига» XII века, который украшали только занятные нарисованные сценки без текста. После — погружение в эпоху Эдо. В это время в Японии — тогда относительно стабильном государстве — быстро развивалась городская культура, а с ней — общедоступные театр, литература и изобразительное искусство, в частности яркие и забавные народные картинки. Другие предпосылки для создания манги — настольные игры сугороку и карикатуры в периодических изданиях. 

Постепенно манга стала самостоятельным культурным явлением и повлияла на сложение мощной индустрии, включающей уже телевидение, кино, игры и разнообразный мерч. Заканчивается история мангой, сделанной нейросетью! 

Отдельные пространства экспозиции переносят в студию мангаки — художника манги — и подробно объясняют этапы создания комиксов, знакомят с их видами и жанрами. Про великих мангак прошлого здесь тоже можно узнать. Особое место отведено «Богу манги» Осаму Тэдзуки, в честь которого учреждена самая престижная тематическая премия. Он снял первый телевизионный аниме-сериал «Могучий атом». Кстати, диснеевский «Король лев» изобилует отсылками к другому знаменитому аниме Тэдзуки — «Император джунглей».

Основную образовательную роль берут на себя позальные тексты. Бонусом служит сопровождающая экспозицию история, нарисованная в стиле манги. Без этих материалов смотреть на гравюры и томики комиксов под стеклом может быть скучно. 

Большая часть ксилографий — перегравировки, в случае свитка — факсимиле. Тем не менее на выставке показано много раритетной ксилографии и редких предметов — например, камисибай. Эту раму-домик прикручивали к багажнику велосипеда и помещали внутрь нее набор рисунков, сопровождая действо рассказом. Камисибай был любимым развлечением японских детей в эпоху, когда телевизор и кино считались роскошью. 

Стоит обратить внимание и на целлулоидные пленки для покадровой анимации, эскизы и раскадровки к легендарным аниме «Сейлормун» и «Наруто». Любители наверняка оценят грандиозные коллекционные статуэтки героев любимых франшиз и «стены» из манги культовых вселенных «Ван-Пис», «Стальной алхимик», «Бакуман», «Инуяся» и NANA. Кстати, есть среди них и диковинки: манга по произведениям Шекспира, Виктора Гюго и Достоевского.

Выставка, вероятно, не удивит взыскательного зрителя обилием и уникальностью экспонатов, но точно даст более полное представление об истории манги, ее разновидностях и значении в общекультурном ландшафте современности.

Фото: Лидия Широнина