«Мастер и Маргарита»: что нужно знать о премьере в Театре Наций перед просмотром
В начале декабря Театр Наций выпускает одну из главных премьер сезона, наконец прошедшую через все препоны пандемийных ограничений — спектакль «Мастер и Маргарита». За постановку культового романа Михаила Булгакова о дьяволе в Москве взялся канадский режиссер-визионер Робер Лепаж. Для тех, кто хочет извлечь из просмотра максимум, Time Out предлагает гид по одному из самых долгожданных спектаклей года.
Сложный путь всех постановщиков романа
Один из самых распространенных и любимых мифов о «Мастере и Маргарите», так называемое проклятие романа. Всех режиссеров, работающих с этим материалом, преследуют мистические странности, неприятности и даже трагедии. Олег Янковский по этой причине даже отказался участвовать в экранизации Владимира Бортко — так мы потеряли возможность увидеть одно из самых интригующих воплощений образа профессора черной магии Воланда.
Театр Наций в процессе постановки также столкнулся не иначе, как с играми нечистых сил: первые репетиции с артистами и технической командой прошли в Квебеке на базе многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina еще в 2019 году, после чего мир замер в плену у вируса и все работы приостановились. Только в июне 2021-го, сначала в дистанционном режиме, а потом на сцене Театра Наций, постановка все-таки была завершена.
Возвращение канадца в Россию
В далеком 2013 году Робер Лепаж уже заставил говорить о себе театральную Москву, выпустив на сцене Театра Наций моноспектакль с Евгением Мироновым по «Гамлету» Шекспира. Гамлет Лепажа существовал в пространстве цифровой проекции — непрерывно трансформирующегося 3D-куба. Миронов тем временем исполнял не только заглавную роль, но и поочередно воплощал всех персонажей пьесы, боролся с гравитацией и сложной системой люков и страховочных тросов.
До этого Лепаж регулярно привозил свои спектакли на международную программу Чеховского фестиваля («Обратная сторона Луны», «Проект Андерсен», Busker’s opera, «Трилогия драконов», «Липсинк», «Эоннагата»), но теперь его имя запомнили все.
Чулпан Хаматова и Евгений Миронов в главных ролях
На сцене россыпь театральных звезд: Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков, Роман Шаляпин, Александр Новин, Дмитрий Сердюк и многие другие. Главные роли исполняют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, чей дуэт завораживал партнерской работой в премьере прошлого сезона «Горбачев» Алвиса Херманиса.
Евгений Миронов играет Мастера беззащитным, хрупким, нервным. Он, как и сам Булгаков, вынужден противостоять враждебному миру, предстающему как царство темных сил во главе с Сатаной. Оружие Мастера — его дар, с помощью которого он создает свое великое произведение, и, конечно, сила любви.
Чулпан Хаматова Маргариту играть никогда не мечтала и отказывалась на предложения участвовать в экранизациях. Только Роберу Лепажу удалось предложить такую трактовку образа, которая заинтересовала актрису — ее Маргарита абсолютно равнозначна по силе художественного воздействия остальным центральным действующим лицам романа.
Технологии иллюзионных представлений
«Для театрального режиссера приспособить этот литературный памятник к сцене — более, чем вызов. Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования», — говорит Робер Лепаж.
Главный инструмент для взлома кодов — сложная театральная машинерия, которая позволяет быстро менять сцены. Лепаж вообще любитель визуальных чудес. Еще в 2010 году он поставил шоу «Тотем» для Cirque du Soleil, снимал кино, в том числе по собственным сценариям, создавал монументальные постановки оперы. Световые эффекты, танец, цирк, рок-концерты — отсюда Лепаж черпает вдохновение.
В «Мастере и Маргарите» театральное волшебство создается с помощью старинной иллюзионистской техники «Призрак Пеппера», которой теоретически могли бы пользоваться при постановке во времена Булгакова.
Принцип работы оригинального «Призрака Пеппера» весьма прост: за счет управления освещением большой кусок стекла, размещенный под углом, частично отражает находящийся в скрытой комнате объект. При необходимости этот объект за может скрываться, а может «из ниоткуда» появляться перед глазами изумленной публики в виде своеобразного фантома. То, что нужно, для наполненного мистикой романа.
В спектакле Лепажа магия на сцене становится не просто экзотикой для зрителя, рассчитанной на вау-эффект, а духовным стержнем сюжета. Здесь все пронизано ощущением полета как метафоры свободы, но также летает все и в прямом смысле: Маргарита на метле над Москвой, стальные кони, боров, аэропланы, половая щетка и черный автомобиль.
Большое значение придается костюмам
Для создания облика обитателей Москвы 1930-х и древнего Ершалаима потребовалось более ста комплектов одежды и обуви, за которые отвечала художница Виктория Севрюкова. Многие актеры задействованы сразу в нескольких ролях, на переодевание порой оставались секунды. Так, Евгений Миронов исполняет роль не только Мастера, но и Никанора Иваныча, профессора Кузьмина, санитара, милиционера и даже двух персонажей на балу. А Чулпан Хаматова — и Маргарита, и буфетчик Соков.
Московские сцены в высшей степени аутентичны: за тем, чтобы фактуры тканей в точности повторяли советские образцы, следили специалисты из Мосфильма. Воплощение нечисти на балу потребовало особенных спецэффектов: обугленные позвоночники, следы тления, гниения, дым. В ход идет все: встроенные в костюмы механические устройства, силиконовые накладки и многослойные аппликации по тканям. Создатели использовали и метод исторической реконструкции — металлические детали на кожаных доспехах воинов изготовлены по технологии Древнего Рима, а также сложнейшие техники постижерного искусства — каждый волосок на «шубе» кота Бегемота пришит вручную, только так шерсть выглядит, как настоящая.
Роман о творческой свободе и неприятии конформизма глазами иностранца
Булгаков, задумывая свой роман, вынужден был решать проблему не только того, как точно и полноценно реализовать свой замысел, но и как обойти цензуру. Как говорит Мастер от лица Булгакова, его роман — о Понтии Пилате. «О чем, о чем? О ком? И вы не могли найти другой темы?» — удивляется в ответ Воланд. Евангельская тема в 1930-х была невозможна.
Тема свободы художника и личности вообще — одна из главных в спектакле. Поиск этой свободы, которой одержимы все герои романа, объединяет все сюжетные линии и позволяет Лепажу охватить все произведение в его целостности. Роман предстает как фреска, в которой режиссер принципиально отказывается выделять какие-либо темы или персонажи. Поэтому и спектакль он сделал максимально подвижным — каждый зритель возьмет из него то, что ему близко.
Есть магическая линия Воланда и его свиты, есть любовная история двух людей — Мастера и Маргариты, есть Пилат и Христос: все они встречаются не случайно, соединение дьявольского, человеческого и божественного дает ощущение связи всего со всем. Представить на сцене философскую модель мироустройства, человека как часть вселенной и вселенную внутри одного человека — фирменный почерк Лепажа.