Медуза Горгона, пыльца и молекулы воды: о чем говорит новый арт-проект Ирины Кориной в BoscoVesna | Арт | Time Out

Медуза Горгона, пыльца и молекулы воды: о чем говорит новый арт-проект Ирины Кориной в BoscoVesna

Екатерина Сахарова   29 апреля 2024
4 мин
Медуза Горгона, пыльца и молекулы воды: о чем говорит новый арт-проект Ирины Кориной в BoscoVesna
Фото: архив пресс-службы
Арт-проект «Природа вещей. Обновление» в торговом центре BoscoVesna создан совместно с Ириной Кориной в серии коллабораций с современными художниками. Композиция из нескольких инсталляций структурирована по аналогии с романом, главы которого посвящены размышлениям о взаимосвязях окружающего нас мира — природных и рукотворных.

Увидеть микроэлементы в большом масштабе

Ирина Корина размышляет о взаимодействии разных начал и рождении нового. По мнению художницы, соединение противоположного и возникновение иного всегда сопровождается большим количеством неизвестного. Цветок — общепринятый образ весны, поэтому букеты занимают центральное место в проекте. Они собраны не из растений, а из зерен пыльцы, масштабированных до гигантских размеров. «Зерна пыльцы — мельчайшие элементы природы, которые возможно увидеть только с помощью современных технологий. Но именно благодаря этим организмам появляются новые растения, сформированы целые пласты почвы, горные породы и вековые культурные слои, скрывающие артефакты разных эпох», — делится Корина.

Через масштабирование объектов окружающего мира — молекул, химических элементов, вотивных предметов, крошечных артефактов — художница не только показывает подвижность разного рода иерархий, но и делает акцент на том, что многие глобальные предметы существуют в мире благодаря самому незаметному и маленькому. Часто человек даже не замечает, что вокруг него происходят какие-то крупные изменения. Тем не менее эти процессы постоянно идут — как раз за счет мельчайших элементов.


Открыть новые смыслы

Одна из ключевых идей арт-проекта — концепция иерархии в человеческой культуре, которую Ирина Корина предлагает пересмотреть. Фигурка слона в этой новой системе координат оказывается маленькой — этот герой уже не стоит у основ мироздания, как считалось в древние времена. Зато гигантские частицы пыльцы соседствуют с такими же огромными молекулами воды и гормона кортизола — объектами реальности, которые, несмотря на свой размер, влияют на мировые процессы. 

Или, например, рокайль — один из известных художественных элементов стиля рококо, изначально воспринимавшийся как квинтэссенция визуальной красоты и изящества. Со временем слово «рокайль» стало нарицательным: сейчас так говорят о чем-то вычурном, пресыщенно красивом. Получается, один и тот же феномен в разные эпохи может быть синонимом роскоши и наоборот. 

«Культура, так же, как и органическая природа, постоянно находится в движении, и мы не всегда успеваем уследить за всеми изменениями. Проект “Природа вещей. Обновление” помогает остановиться и задуматься над, казалось бы, привычными нам вещами в контексте истории и современности», — говорит Екатерина Дроздова, исполнительный директор BoscoVesna.


Разгадать скрытые символы 

Центральное место в проекте занимает колонна, подвешенная к потолку в атриуме торгового центра, — она выступает смысловой осью и объединяет остальные инсталляции и арт-объекты. Этот столп — визуальное размышление Ирины Кориной об эпохе антропоцена, в котором соединены самые неожиданные и не связанные друг с другом элементы человеческой культуры. 

«Несмотря на кажущуюся случайность объединения символов, все элементы инсталляции имеют смысл. Например, слон — персонаж басен и легенд, один из ключевых героев мифологии об устройстве мироздания», — объясняет Марина Федоровская, куратор проекта.

Встречаются и другие культурные символы: ель, голова Медузы Горгоны, виньетки в старинных книгах, рокайль и архитектурные элементы зданий. Эти знаки существуют вокруг человека как зашифрованные коды, но чаще всего остаются незамеченными и непонятыми. 


Написать собственный арт-роман

Все инсталляции объединены общей концепцией, но при этом имеют собственные названия и сюжет — как главы романа. «Ирина Корина вдохновлялась классической литературой: названия, которые она использовала для своих арт-объектов, — “Мартовская вьюга”, “Случай в усадьбе”, “Потерянное кольцо”, “Счастливое исцеление”, — вызывают знакомые ассоциации. Впрочем, сюжетную линию автор предлагает нам создать в воображении самостоятельно», — рассказывает Алина Хангареева, пиар-директор проекта. Сама художница называет свой проект «набором юного драматурга»: его замысел — вовлечь зрителя в создание собственных историй с неожиданными героями, сюжетными поворотами и обстоятельствами. 


Увидеть, как современное искусство вступает в диалог с модой 

«Через одежду мы можем транслировать окружающим разные смыслы и идеи. Гардероб демонстрирует наши статус, профессию, принципы, взгляды — ровно так же, как и искусство», — считает Игорь Казаков, генеральный директор BoscoVesna. Проект Ирины Кориной задает новый вектор в этой коммуникационной среде: арт-объекты выстраиваются в некую параллельную линию относительно представленных в торговом центре предметов одежды — искусство мимикрирует под окружающую среду, но при этом сохраняет свою сущность. 

Инсталляции, созданные из ткани, как бы притворяются вещами — их не сразу можно заметить среди манекенов и рейлов, — но при этом создают эффект неожиданности. Для «маскировки» арт-объектов Корина использует природные текстуры, говоря о том, что знакомые нам цвета, оттенки и другие визуальные составляющие были созданы природой задолго до того, как человек перенес их в свой предметный быт.