Золотая нить на карте России. Лучшие места неподалеку от Москвы для знакомства с народным творчеством
Золотное шитье (г. Торжок, Тверская область)
Изделия, расшитые золотыми и серебряными нитями, издавна считались роскошью. В древнем городе Торжок этот вид декоративного искусства появился в XIII веке. По мнению историков, первыми золотошвеями были торжокские монахини, которые переняли технику византийской вышивки.
Особенную популярность золотошвейная традиция приобрела в конце XVIII — начале XIX веков. Сложные узоры, как будто выточенные из драгоценных металлов, использовались для украшения одежды, обуви, различных аксессуаров и предметов интерьера, а также в церковном обиходе.
Торжокские золотошвеи украшали платье Екатерины II, готовили костюмы для коронации императора Александра II. Торжественное облачение императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны тоже вышивали мастерицы из Торжка.
Сейчас золотошвейное производство в Торжке продолжается, а в Музее золотного шитья можно увидеть более тысячи экспонатов разных эпох. Во время посещения все желающие могут взять в руки канитель и сами вышить маленькое украшение.
Гжельская роспись (Раменский район, Московская область)
Фото: открытые данные Министерства культуры России
Фарфоровые изделия, украшенные бело-голубыми фигурками и цветами, узнаваемы с первого взгляда. Центр их производства — так называемый «Гжельский куст», или 27 деревень, включая и одну под названием Гжель, примерно в 60 километрах от Москвы.
Еще в XVII веке эта местность была известна благодаря качеству глины, которую царь Алексей Михайлович своим указом потребовал использовать для изготовления «аптекарских и алхимических сосудов». На основе белой гжельской глины сподвижник Ломоносова Дмитрий Виноградов создал первый в России фарфор. В то время мастера по всей Европе бились над секретом фарфорового состава, изобретенного в Китае. По этой причине фарфоровые предметы стоили баснословно дорого.
В самой Гжели производили посуду, игрушки и изразцы из глины. В начале XIX века около села Минино была найдена светло-серая глина — и там возникло производство полуфаянса. Примерно в то же время появился первый гжельский фарфоровый завод. По легенде его основатель Павел Куликов настолько хотел сохранить технологию в секрете, что все делал сам и имел в подчинении только одного рабочего.
Изначально гжельская роспись была разноцветной. Существует несколько версий, почему в итоге бело-голубая гамма возобладала над всеми остальными расцветками. По одной из них, кобальт — та самая краска, которая при обжиге дает глубокий синий цвет — лучше переносит высокие температуры. Поэтому, когда техника обжига изменилась, роспись стали выполнять именно им. По другой версии, синие узоры на белом фоне стали популярны на волне моды на китайский фарфор и голландские изразцы.
Сейчас на заводы «Гжельского куста» можно приехать на экскурсию, посмотреть на производство и поучаствовать в мастер-классах по росписи.
Жостовская роспись (д. Жостово, Московская область)
Жостовские подносы тоже вполне узнаваемы — традиционно черные, с букетами огромных сказочных розанов. Официально промысел из деревни Жостово ведет свою историю с 1825 года, когда братья Вишняковы открыли там мастерскую по производству «лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего».
Само искусство росписи, конечно, в один конкретный год не появилось. Неподалеку от Жостова, в селе Федоскино, развивалась лаковая миниатюрная живопись, которая повлияла на местных мастеров.
А украшать именно подносы, как считается, жостовские художники стали под влиянием Тагильской подносной росписи — в начале XIX века этот промысел переживал расцвет, особенно после того, как владелец тагильских заводов Николай Демидов открыл у себя специальную художественную школу.
Кроме традиционно черного, фон для росписи может быть разным: красным, зеленым, светло-серым. Изображаемые цветы тоже могут быть любыми. Помимо букетов, на жостовских изделиях появляются птицы, пейзажи и люди. Сейчас в деревне функционируют фабрика и музей, где можно узнать все секреты производства и тоже взять в руки кисточку.
Лаковая миниатюра (п. Палех, Ивановская область)
Фото: открытые данные Министерства культуры России
Помимо уже упомянутого промысла в Федоскино, лаковыми миниатюрами славятся поселок Палех, а также расположенные неподалеку село Холуй и поселок Мстера. История развития их промысла довольно причудлива.
Местные мастера славились своей иконописью, но после Октябрьской революции их искусство потеряло актуальность. Изобретателем нового стиля стал потомственный художник-иконописец Иван Голиков. Он обратился к народным мотивам и первым расписал шкатулку из папье-маше, после того как увидел в московском музее подобное изделие из Федоскино. Работа понравилась его коллегам-художникам — и они решили объединиться в артель древней живописи. В 1925 году палехские изделия уже демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Мастера из Холуя и Мстеры последовали примеру палешан.
Вдохновением для палехской росписи может послужить как сказочный или литературный сюжет, так и любая сцена из жизни. Изображение будет композиционно сложным, со множеством деталей. Эта роспись традиционно выполняется на черном фоне с применением множества оттенков золотого.
Иллюстрации не передают всей красоты лаковых миниатюр, поэтому за секретами мастерства лучше ехать непосредственно в Палех. Недаром говорят, что даже сейчас каждый восьмой житель поселка — художник.