Московская готика: где в столице расположены шедевры готической архитектуры
Средневековая Европа подарила нам один из самых красивых архитектурных стилей — готику со стрельчатыми арками, башнями и высокими шпилями. Ради знакомства с ними не нужно лететь за границу — можно просто прогуляться по любимому городу, который тоже не обошла стороной любовь к готике. Time Out показывает самые интересные из московских готических строений и разбирается, как они оказались в столице России.
Шедевры готической архитектуры Москвы:
- Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
- Англиканская церковь Святого Андрея
- Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла
- Дома с рыцарями
- Здание Синодальной типографии
- Особняк Зинаиды Морозовой
- Водонапорная башня в депо имени Ильича
Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Адрес: Малая Грузинская ул., 27/13
Начать, разумеется, стоит с самого крупного католического собора в стране. В конце XIX века Европу охватила ностальгия по Средневековью: один за другим стали появляться неоготические соборы и усадьбы, которые отлично вписались в мрачную викторианскую эстетику. Московский собор Непорочного зачатия появился на свет уже на закате этой эпохи, но еще в Российской империи – его построили, чтобы вместить растущее количество московских католиков.
В 1930-х собор был закрыт в ходе борьбы советской власти с религиозными организациями. Его реликвии были разграблены, а интерьеры изменены под склады и жилые помещения для рабочих. Поступало предложение оборудовать в здании зал органной музыки, но этого так и не произошло. Какое-то время собор стоял заброшенным, и лишь в 1990-х его снова вернули католической церкви. Ему предстояла серьезная реставрация: после войны и перепланировки под нужды советских властей собор напоминал хорошо сохранившиеся руины с кучей мусора, ржавчиной, зарослями и без шпилей. Он был успешно восстановлен, пусть и не в том же самом виде, который имел до революции.
Англиканская церковь Святого Андрея
Адрес: Вознесенский пер., 8/5
Единственная англиканская церковь в городе тоже построена в стиле викторианской неоготики – кусочек старой Англии в центре Москвы. В середине XIX века здесь стояла небольшая британская часовня, однако разросшаяся англиканская община направила письмо в Лондон с просьбой строительства новой, более вместительной.
Так появилась церковь Святого Андрея – покровителя Шотландии, ведь именно шотландцы составляли большую часть общины в столице.
Советская эпоха пощадила здание церкви: оно успешно дожило до наших дней, успев послужить складом, общежитием и даже студией звукозаписи знаменитой «Мелодии» — в церковном зале была прекрасная акустика. После распада СССР здесь возобновили служения, а затем церковь вернули англиканской общине. Произошло это по личной просьбе британской королевы Елизаветы II во время ее визита в Москву в 1994 году.
Волшебный фонарь: 5 историй московских сказочных домов
Мы любим сказки, даже когда становимся взрослыми – а нет лучшего сказочника, чем большой и очень старый город. Time Out, походив по златой цепи московской архитектуры, нашел пять зданий, история которых тесно связана с детством, красотой и ожиданием чуда.
Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла
Адрес: Старосадский пер., 7/10
А вот и пример классической немецкой неоготики: главный собор региональной евангелическо-лютеранской церкви. Его история начинается в XIX веке, когда лютеранская община выкупила дом Лопухиных и решила перестроить его под церковь. То здание не имело с готикой ничего общего и напоминало все ту же усадьбу в стиле классицизма с куполом и крестом наверху. Уже в середине века его снова перестроили: теперь прихожан встречала строгая белоснежная церковь с остроконечными башнями. Но и на этом история изменений собора не закончилась, и в начале XX века он снова трансформировался – на этот раз в тот вид, который мы знаем сегодня.
В советские годы в здании собора работал кинотеатр. Студия «Диафильм», которой его передали, полностью изменила интерьер и разобрала шпиль. Но, как и в случае с предыдущими двумя церквями, в 90-е годы собор Святых Петра и Павла снова стал собирать верующих под своей крышей. Реставрационным работам помогли дореволюционные фотографии: по ним восстановили шпиль, окно-розу и западный фасад.
Дома с рыцарями
Еще одна важная деталь средневекового декора – фигуры рыцарей в доспехах. В Москве такие можно найти на пяти домах. Существует даже легенда, согласно которой рыцари на зданиях охраняют центр города: если расставить все пять адресов на карте и соединить точки между собой, они образуют практически ровное кольцо.
Самый знаменитый дом с рыцарями находится по адресу Арбат, 35. Некоторые зовут это здание «Арбатским замком», а поэт Евгений Агранович даже написал про него стихотворение «Последний рыцарь на Арбате». На самом деле это доходный дом Филатовой, построенный, как и все дома с рыцарями, в начале XX века. Сейчас в этом здании находится Центральный Дом актера.
Другой рыцарь наблюдает за прохожими со стены дома №11 на переулке Гусятникова. Увидеть его проще, чем остальных: он расположен между вторым и третьим этажами. Это бывший доходный дом Эпштейна, в котором сейчас находится Федеральный кадастровый центр.
На Большой полянке в доме №54 стоит доходный дом Якова Демента. Как и два предыдущих дома, его спроектировал архитектор Валентин Дубовский. И хотя здание сочетает в себе несколько разных стилей, под его крышей, рядом со статуей рыцаря, красуется готическое окно-роза. Когда-то давно рыцарей было двое, но до наших дней дожил лишь один. Сейчас в этом доме арендуют офисы несколько разных организаций.
Еще один дом с рыцарями находится по адресу Садовая-Самотечная, 2. Это доходный дом Шугаевой, сегодня он служит тем же целям, для которых и был построен сто лет назад: на первом этаже располагаются магазины, а наверху – жилые квартиры.
Наконец, в доме №13 по улице Пречистенка стоит пятое «рыцарское» здание, бывшее в дореволюционные годы доходным домом Якова Рекка. Жил в нем родственник ювелира Карла Фаберже, в связи с чем даже ходили слухи, что где-то в доме спрятан тайник с драгоценностями – впрочем, его до сих пор не нашли. Стоит отметить, что в советское время рыцари пропали с фасада дома и были возвращены лишь недавно, после реставрации.
Здание Синодальной типографии
Адрес: ул. Никольская, 15
Это здание, мало чем напоминающее средневековое, тем не менее имеет готические элементы, например, стрельчатые окна и аркатуры, острые шпили. Такой стиль называется русской псевдоготикой: помимо европейского Средневековья в нем присутствуют традиционные славянские орнаменты. Вишенка на торте причудливости этого фасада – рельеф с серпом и молотом, добавленный в советское время и заменивший двуглавого орла.
Кстати, лев и единорог украшают фасад не только ради средневековой стилизации. Это символы Московского печатного двора, которому и принадлежала типография. После революции здание отошло институту, сегодня известному как РГГУ, и принадлежит ему по сей день.
Особняк Зинаиды Морозовой
Адрес: ул. Спиридоновка, 17
Недалеко от Патриарших прудов, посреди советских построек, скромно расположился особняк со всеми признаками средневекового замка – кроме, разве что, размеров. Это неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой, построенная в конце XIX века. Проектировал ее архитектор Федор Шехтель, которому для этого пришлось срочно сдавать экзамены – ему грозило отчисление из училища. Интерьеры же оформлял тогда еще малоизвестный художник Михаил Врубель. Так этот проект стал одной из отправных точек в карьерах двух великих мастеров.
После революции особняк успел послужить продовольственному комитету, был площадкой для выступлений Ленина, сиротским приютом, домом комиссара Максима Литвинова и местом приемов иностранных делегаций. Сейчас там расположено отделение Министерства иностранных дел. Кстати, во время одной из реконструкций в особняке нашли настоящий клад, запрятанный одним из владельцев, с картинами, бюстами и фарфором.
Водонапорная башня в депо имени Ильича
Адрес: ул. Нижняя, 17
Совсем неожиданное готическое сооружение – водонапорная башня начала XX века возле Белорусского вокзала. Ее словно кто-то привез из старого европейского города и оставил среди железнодорожных путей, составов и модульных одноэтажных построек.
Рассказывают, что рядом с башней когда-то была и церковь в том же готическом стиле из того же кирпича, но революцию она не пережила, а фотографий не сохранилось. К слову, в городе таких башен несколько: еще одна находится на станции «Лихоборы», но сохранилась не так хорошо, как первая.