Киножанровая Москва: где снимали культовые отечественные мелодрамы
«Москва слезам не верит» – Курский вокзал
В оскароносном фильме Владимира Меньшова появляется немало знаковых локаций. Сразу вспоминается сталинская высотка на Кудринской, где Катерина с Людой притворялись профессорскими дочками. Другие яркие примеры – бассейн «Москва», где сейчас стоит Храм Христа Спасителя, и «Горбушка» (ДК им. Горбунова), «сыгравшая» клуб знакомств.
Однако центральный эпизод фильма – встреча Катерины и Гоши – происходит в электричке, прибывающей на Курский вокзал. Там Гоша предлагает Кате доехать до дома на такси. На заднем плане мы видим возведенное в 1970-х стеклянное здание вокзала – оно ясно показывает, как изменился город с 1950-х годов.
Сегодня он выглядит совсем по-другому. Уже нет привокзальной площади, о размерах которой можно догадываться по широким маневрам такси в кадре. Пропал и сквер, незаметный в темноте, а в начале 2000-х через дорогу от вокзала построили торговый центр «Атриум».
«Три тополя на Плющихе» – Сивцев Вражек
Пронзительная история о несостоявшейся любви идеально вписалась в московские декорации. Деревенская жительница Нюра видит столицу впервые – благодаря ей городской таксист Саша заново открывает знакомые места. Вместе с героиней зритель видит почти всю Москву – и Манежную площадь, и семь сталинских высоток, и Новый Арбат с домами-книжками.
Создается впечатление, что Саша намеренно колесит по городу, не желая отпускать пассажирку. Он высаживает старичка-попутчика на Пироговке, недалеко от Плющихи. После этого такси неожиданно делает крюк через Комсомольскую площадь, также известную как Площадь трех вокзалов.
Чуть ранее героев застает дождь на пересечении Староконюшенного и Сивцева Вражка. В укромном тихом переулке новые знакомые доходят до нового уровня душевной близости.
«Летят журавли» – Армянский переулок, 4
Легендарный фильм Михаила Калатозова абсолютно заслуженно получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Он был в числе первых вестников «оттепели» и показал войну по-новому: не только как трагедию народа, но и как личную трагедию отдельного человека.
Вызванные войной тяжелые перемены видны на заднем плане. В ночь на 22 июня 1941 года Борис и Вероника гуляют на фоне Крымского моста, одного из главных проектов сталинской реконструкции. Молодые влюбленные еще не знают, что ожидает их впереди. Но ближе к середине фильма Москва меняется: на Болотной площади стоят противотанковые ежи.
Одна из главных сцен фильма происходит в Армянском переулке – во дворе школы № 644, где собираются уходящие на фронт добровольцы. Вероника с трудом пробирается через толпу, не успевает проститься с Борисом и только смотрит вслед ему через чугунную ограду. Сегодня в этом здании находится Департамент психологии НИУ ВШЭ.
«Я шагаю по Москве» – станция метро «Университет»
В этом фильме Данелии блестяще дебютировали сразу несколько выдающихся актеров советского кино – Михалков, Стеблов, Мирошниченко и Басов. Он до сих пор считается легкой комедией, романтически-восторженным гимном юности и новых возможностей – как для молодых людей, так и для молодой страны. Однако финал ленты оставляет ощущение легкой печали. Полотер в квартире писателя открывает вдохновленным героям глаза на правду жизни. Эта радость перед прекрасным будущим пройдет вместе с молодостью, и будущее заметно поблекнет.
Грустнее всего зрителю становится в конце фильма. Встретившиеся утром Володя, Колька, Алена – яркие, талантливые, немного влюбленные друг в друга – вечером прощаются на станции метро «Университет». По всей видимости навсегда – и Колька в исполнении Никиты Михалкова идет к эскалатору, напевая знаменитую песню.
«Служебный роман» – Большой Гнездниковский переулок, 10
Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке получил прозвище «тучерез» за свою высоту. Помимо выгодного расположения и выдающихся жилищных условий (по меркам эпохи) он также отличался плоской крышей. До революции на ней находился кинопавильон, а в годы НЭПа располагались ресторан и кинотеатр.
Связь крыши дома Нирнзее с кино продолжилась и далее. Именно здесь расплакавшаяся Людмила Прокофьевна поговорила с Новосельцевым. В доме Нирнзее также снимались некоторые сцены «Курьера» Карена Шахназарова.