Ходячие дома, первая станция и исчезнувшая башня: самые важные изменения в Москве 1930-х годов | Город | Time Out

Ходячие дома, первая станция и исчезнувшая башня: самые важные изменения в Москве 1930-х годов

Александр Потапов   10 июля 2023
7 мин
Ходячие дома, первая станция и исчезнувшая башня: самые важные изменения в Москве 1930-х годов
Северный речной вокзал. Фото: Mos.ru
Ровно 88 лет назад, 10 июля 1935 года, был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. Time Out вспоминает наиболее масштабные изменения, произошедшие в столице в результате сталинской «перестройки».

Расширение Тверской улицы

Фото: Mos.ru

Тверская улица, в то время переименованная в улицу Горького, была одной из важнейших транспортных магистралей в центре города. Она нуждалась в расширении и выпрямлении за счет сноса и перемещения зданий. После того, как на плане прочертили новые красные линии – границы, отделяющие дома от улицы – оказалось, что многие здания, представляющие историческую и художественную ценность, с этими линиями не совпадают.

Советской власти не впервой было сносить дворцы и соборы, но здесь в дело вступил принцип – не упасть в грязь лицом перед американскими инженерами. Перемещения зданий, известные еще в древнем Египте и возрожденческой Италии, происходили в США примерно по тем же технологиям – с поправкой на достижения прогресса. Советские инженеры должны были догнать и перегнать заокеанских коллег. И Эммануил Гендель, возглавивший специально созданный Трест по разборке и перемещению зданий, как нельзя лучше справился с поставленной задачей.

Улица Горького в 1930-е годы. Фото: Mos.ru / Главархив

Американские инженеры поднимали здания домкратами. А Гендель предложил сооружать из толстых балок, пронизывающих фундамент, огромную раму-платформу, которую можно было поставить на катки и по заранее сооруженным рельсам перекатить на новое основание. По такому принципу еще до работ на Тверской были перемещены дома на улицах Осипенко и Серафимовича, причем дом на Осипенко перед этим разрезали надвое и повернули одну из половин. На Тверской были перемещены вглубь дворов Саввинское подворье – разделенная на коммуналки бывшая гостиница Саввино-Сторожевского монастыря в неорусском стиле, здание Моссовета – до революции генерал-губернаторский дом, Глазная больница в особняке Нарышкиных и еще множество каменных и деревянных домов.

Передвижение Саввино-Сторожевского подворья в 1938 году. Фото: Mos.ru

Следует отметить, что жильцов не выселяли на время проведения работ. Все коммуникации – вода, электричество, канализация – продолжали действовать, будучи временно выведенными за пределы здания. В ночь перемещения Саввинского подворья якобы даже не повредилась пирамидка из кубиков, ранее собранная проживавшей в доме девочкой. Здание Моссовета передвигалось вместе с подвалом, в котором размещался архив, а все подготовительные работы велись исключительно под землей, чтобы не создавать помех работникам учреждения. В Глазной больнице, когда ее поворачивали на 90 градусов, по слухам, и вовсе проводились операции – причем ни врачи, ни пациенты не заметили перемещения.


Здание Госплана

Здание в 2016 году. Фото: Wikipedia. Автор: Д.Иванов

Оконченное к 1935 году архитектором Аркадием Лангманом, здание предназначалось для Совета Труда и Обороны – чрезвычайного координационного органа, созданного для постепенного перехода от политики военного коммунизма. В 1937 году Совет упразднили: здание перешло Совнаркому, затем Госплану, а сейчас в нем заседают депутаты Государственной Думы.

Госплан в Охотном ряду задумывался как часть циклопического ансамбля, центром которого хотели сделать Дворец Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Белый мрамор с фасадов уничтоженного храма как раз пошел на облицовку Госплана и станции метро «Охотный ряд». Лангман хотел расширить комплекс Госплана, устранявший вместе с гостиницей «Москва» заметный перепад в высоте от Лубянки к Манежной площади, достроив его до Дома Союзов, но его решение раскритиковал главный архитектор Москвы Сергей Чернышев.

Расчищая территорию для строительства, городские власти снесли старинную церковь Параскевы Пятницы и Голицынские палаты, несмотря на протесты деятелей культуры и лично академика Игоря Грабаря. Оба памятника были отреставрированы Петром Барановским в 1920-х годах, что не спасло их от разрушения. Соседствовавшие с Голицынскими палатами палаты Троекуровых, тем не менее, сохранились: они до сих пор располагаются во дворе Государственной думы.

Палаты Троекуровых в 2019 году. Фото: Mos.ru / ГКУ Мосреставрация

Снос Сухаревой башни

Сухарева башня на открытке 1927 года. Фото: Wikipedia

Еще один архитектурный памятник, о сохранении которого тщетно хлопотал Грабарь. Наряду с Храмом Христа Спасителя, он считается, наверное, самой известной «жертвой» сталинской реконструкции.

Построенное при Петре I здание стало визитной карточкой Москвы и ее мистической доминантой. В башне в разное время располагались навигацкие и математические школы, обсерватория, водокачка, трансформаторы и музей – а у ее подножия целый век действовал знаменитый Сухаревский рынок. По легенде, под ее остроконечной крышей Яков Брюс занимался колдовством, нередко при участии самого Петра.

Когда вопрос о сносе башни был практически решен, Грабарь с группой видных архитекторов и искусствоведов все еще пытались остановить процесс, отправив коллективное письмо Сталину. Ранее по просьбе Кагановича разрушение башни было отложено на два года, но к 1934 году Сталин уже не считал нужным медлить со сносом, о чем и заявил в ответном письме. Сохранившиеся детали внешнего и внутреннего убранства были перенесены в Донской монастырь и Коломенское, а двухсотлетние кирпичи пошли на дорожные работы.

Разрушение Сухаревой башни в 1934 году. Автор неизвестен. Фото: Mos.ru / Из коллекции Музея Москвы


Химкинский речной вокзал и канал Москва-Волга

Химкинский речной вокзал в 1946 году. Фото: Mos.ru. Автор: Н.Ситников

Северный речной вокзал, ранее Химкинский, был центром грандиозного проекта по сооружению канала Москва-Волга, сегодня известный как Канал имени Москвы. Перед советским руководством стояла задача обеспечить население растущего города водой, увеличить водоснабжение предприятий и хозяйств Подмосковья и проложить новые судоходные пути.

Канал, начинавшийся от Иваньковского водохранилища около Дубны, был спроектирован таким образом, что вода из Волги шла в Москву снизу вверх – против естественного потока, благодаря сложной системе насосов, шлюзов и водохранилищ. Речной вокзал был парадными воротами в Москву, окончанием судоходного пути.

Канал Москва-Волга в 1930-х годах. Фото: Mos.ru / Главархив Москвы. Автор: Б.Игнатович

Здание по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского – один из ярчайших образчиков сталинского ампира, довольно эклектичного по своей сути. Речной вокзал одновременно похож на пароход и на венецианский Дворец дожей. Арки фасада украшены майоликовыми медальонами, а боковые ротонды – фонтанами «Север» и «Юг» со скульптурами белых медведей и дельфинов соответственно. Вокруг вокзала располагается недавно благоустроенный парк, из которого открывается чудесный вид на Москву-реку.

Северный речной вокзал сейчас. Фото: Wikipedia. Автор: Mos.ru

Станция метро «Сокольники» и Московский метрополитен

Станция «Сокольники». Фото: Wikipedia. Автор: Alex ‘Florstein’ Fedorov

Одно из главных достижений Генплана – московское метро, подземный город в городе, превосходящий убранством вестибюлей многие дворцы. Проекты строительства метро вынашивались еще при царе, но так и не были реализованы.

К началу 1930-х годов необходимость метро была очевидной. В 1931 году на высшем уровне было утверждено положение о Метрострое, находившемся в ведении Совета Труда и Обороны. В 1935 году открылся первый участок московского метро от «Сокольников» с разветвлением на две линии – до «Парка культуры» и «Смоленской». «Сокольники», названные в честь находящегося рядом парка, считаются первой станцией московского метро, введенной в эксплуатацию.

По понятным причинам первые станции метрополитена не отличались роскошным декором и имели сугубо утилитарное назначение. Хотя, в отличие от того же лондонского метро, даже сравнительно скромные «Сокольники» не обошлись без кессонных потолков и гранитной плитки, придающей платформам конструктивистскую брутальность. Изначально платформы и вовсе были залиты асфальтом, зато перед кассами на стене располагалось панно с картой Москвы, ныне утраченное.

Станция «Сокольники» перед открытием в 1935 году. Фото: Wikipedia