Киножанровая Москва: где снимали отечественные триллеры
«Игла» (1988) – Козицкий переулок
Ставший культовым из-за участия Виктора Цоя криминальный триллер Рашида Нугманова был практически полностью снят в Алма-Ате. Но в самом начале фильма герой Цоя Моро идет, закуривая на ходу, по московскому Козицкому переулку.
В этот момент на фоне играет «Звезда по имени Солнце», написанная Цоем во время съемок в «Игле». Судя по закадровой реплике, Моро направился в сторону вокзала – из ближайших вокзалов поезд в Алма-Ату уходил с Казанского, до которого из Козицкого переулка можно добраться примерно за час.
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988) – улица Кравченко
Вышедший в том же году, что и «Игла», фильм Эльдара Рязанова сегодня могли бы назвать психологическим триллером, вроде «Кто боится Вирджинии Вулф?» Лемана или «Мама!» Аронофски.
По сюжету старшеклассники, которым остается совсем немного времени до выпускного, навещают свою учительницу математики Елену Сергеевну в ее день рождения. Оказывается, ребята пришли к учительнице не для того, чтобы искренне порадоваться за нее или предложить помощь, а ради ключа от сейфа с их итоговыми работами, который вроде бы находится у Елены Сергеевны.
Рязанов был так погружен в съемки фильма по одноименной пьесе Людмилы Разумовской, что переносил отношение к беспринципным героям пьесы на молодых актеров – тем более, что те отлично отыгрывали свои роли. Режиссер несколько изменил камерности пьесы в пользу драматичности, добавив сцены на балконе – именно этот балкон в оставшемся неизвестным доме на улице Кравченко и «снимался» в фильме. Забавно, что улица Кравченко раньше называлась 4-й улицей Строителей, да и знаменитая 3-я улица Строителей из «Иронии судьбы» на момент съемок была уже десять лет как переименована в улицу Марии Ульяновой, сестры Ленина.
«Невозвращенец» (1991) – Нулевой километр
20 августа 1991 года, в самый разгар путча, на ленинградском телевидении «Лебединое озеро» и редкие новостные выпуски прерывает фильм «Невозвращенец» – триллер, предсказавший августовские события и снятый за несколько месяцев до них.
Главный герой ленты Сергея Снежкина – журналист, сыгранный народным любимцем Юрием Кузнецовым. Он случайно узнает о готовящемся перевороте и тщетно пытается докопаться до правды.
В фильме хватает фактуры перестроечного хаоса – здесь есть и кассета с фильмом для взрослых, по ошибке показанная в детдоме, и стреляющие генералы, и самосожжение, вместо которого вставлен титр с пояснением.
«Прикосновение» (1992) – Миусское кладбище
Мистический триллер Альберта Мкртчяна часто называют фильмом ужасов – хотя он не столько пугает, сколько держит в напряжении, как и положено триллеру. Главный герой, следователь Крутицкий, разбираясь в странной смерти девушки, узнает о призраке ее отца. Призрак якобы являлся дочери во снах, принуждая ее к уходу из жизни, и точно так же собирается поступить со второй своей дочерью. Крутицкий настроен скептически, но призрак приходит и к нему.
Разговор Крутицкого с покойным Николаем Мальцевым снимался на Миусском кладбище. Этот небольшой некрополь, появившийся во время эпидемии чумы в начале 1770-х годов, сегодня известен как место упокоения Кира Булычева, Дзиги Вертова, Александра Татарского и Валерия Гаркалина.
В десяти минутах ходьбы от кладбища находится Савеловский вокзал – и призрак Мальцева отвечает Крутицкому обрывками сообщений диспетчера, долетающими как бы из загробного мира.
«Побочный эффект» (2020) – улица Серафимовича, 2 (Дом на набережной)
Вышедший сравнительно недавно триллер Алексея Казакова обращается к отечественной мифологии, начиная с русских сказок и заканчивая советскими городскими легендами.
Главный герой, архитектор Андрей, пытается вывести из депрессии свою жену Олю, некоторое время назад пережившую нападение грабителей и последовавший за этим выкидыш. Андрей в отчаянии приходит к знахарке Маре, живущей в Доме на набережной, и та предлагает паре пожить у нее и кое за чем присмотреть. Как и ожидается, вскоре все переворачивается с ног на голову и начинается форменный ужас.
Исследование отечественного коллективного подсознательного со всеми его жутью и хтонью интересно само по себе, тем более когда оно так мастерски выражено в визуале. Волшебный лес, пустые храмы и зловещие подвалы с окровавленными чекистами перемешаны в причудливый коктейль, и Дом на набережной, ставший одним из символов сталинских репрессий, прекрасно вписывается в мрачный колорит фильма.