Не ради людей, а ради искусства. 7 лучших клипов «Короля и Шута» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Не ради людей, а ради искусства. 7 лучших клипов «Короля и Шута»

Катерина Воскресенская   8 августа 2022
9 мин
Не ради людей, а ради искусства. 7 лучших клипов «Короля и Шута»
Кадр из клипа «Фокусник»

7 августа Михаилу Горшеневу могло бы исполниться 49 лет. Time Out рассказывает о семи знаковых клипах группы «Король и Шут».


Внезапная голова (1996)

В этом клипе прекрасно все, от неподключенных электрогитар до Поручика, играющего барабанными палочками в воздухе. Экстерьер — шары и лампочки, свисающие с потолка, единственный спецэффект — дым, за которым мало что можно разобрать (наверняка в том и был великий план создателей видео).

В свое время о «Король и Шут» снимали передачу для питерского тв. Так «Король и Шут» обзавелись малобюджетными, но дорогими сердцу поклонников клипами на песни «Дурак и молния», «Садовник», «Блуждают тени» ну и вот эту. Михаил Горшенев считал, что клипы для группы — дело необходимое: «Мечта каждой песни — стать клипом. Они хотят, чтобы их показали, показали их начинку. Их внешность».

Посмотреть клип «Внезапная голова» на YouTube


Ели мясо мужики (1998)

Пожалуй, самый знаменитый клип «Короля и Шута», не считая легендарнейшего видео на «Проклятый старый дом». Все в лучших традициях группы — зловещий трек с кровавым «вот-это-поворотом» и только для подготовленной аудитории. Про неподготовленную Михаил Горшенев думал, что порой даже коллеги-музыканты, которые занимаются поп-музыкой, остерегаются пугающих рокеров: «Они все считают нас людоедами. Думают, что мы творим какие-то страшные вещи. Что можем кого-то из них затащить в гримерку и отрубить ему руку. А еще лучше съесть кого-нибудь! Они реально так думают!»

Но музыканту это в каком-то смысле даже нравилось — вернее, он к этому привык. Его поведение и в детстве многих настораживало, вспоминала мама Михаила Горшенева Татьяна Ивановна: «Я говорила: “Миша, что бы ты ни делал, главное, чтобы был порядочным человеком”. И мы с ним придумали: мы надеваем маску клоуна, потому что не всем нравилось его поведение. А вообще по жизни он был отзывчивый и добрый, уж я-то его знаю. Мишута — открытая книга».

Клип на «Ели мясо мужики» сняли всего за два дня на студии «Леннаучфильм», уложившись в бюджет 20 тысяч долларов. Бас-гитарист Александр Балунов (Балу) в своей книге вспоминал, что на площадке директор режиссера клипа предложила группе внести в смету на несколько тысяч больше, а разницу поделить. Они, само собой, отказались.

И по поводу буквального восприятия музыкант не шутил — видео чуть больше месяца показывали на Первом канале (тогда это было серьезным делом, особенно для неформатной группы), а потом сняли с эфира за пропаганду каннибализма.


Проклятый старый дом (2001)

Интереснее истории поиска ворон для лайв-выступления «Короля и Шута» с песней «Проклятый старый дом» на «Нашествии» — только история создания клипа на эту песню. Снимали на даче, что логично — куда еще органичнее впишется страшная история у костра.

Михаил Горшенев исполнил в клипе две роли: рассказчика и того, что таится в старом доме. Александр Балунов вспоминал, что в начале клипа кажется, что группа идет по пшеничному полю, но на самом деле это кусок поля два на пять метров, которое местный житель разрешил топтать за соответствующее вознаграждение: «Было много технических проблем, которые, слава богу, решились. Первая часть клипа, где снимался актер, играющий деда, заняла почти полдня, в это время ребят гримировали, а Поручик, отобрав мопед у местного аборигена, рассекал по поселку с дикими воплями».

Андрей Князев поведение музыкантов не одобрял, считая его непрофессиональным, а сам отнесся к работе над клипом слишком серьезно, даже разбил голову на съемках, чересчур войдя в роль. Все трюки музыканты выполняли сами. Надо признать, это были не самые безопасные съемки.

Через пару лет после выхода клипа участники «Короля и Шута» откроют в Санкт-Петербурге клуб «Старый дом», но тот проживет всего пару лет. Последней выступившей в нем группой была «Animal ДжаZ».

А в этом году Андрей Князев и Хелависа, изменив слова оригинального трека, записали песню «Прекрасный старый дом» для мультфильма «Финник». Интересная эволюция.


Джокер (2006)

Джокер — особая игральная карта с изображением шута. Михаил Горшенев всегда хотел культивировать этот образ: «Шут для меня — это очень большая история. В школе я никогда не смеялся. Наоборот, смеялись надо мной. Считали тупым. Они рассказывали какие-то свои анекдоты, истории, гоготали, а мне было не смешно. Школа для меня была просто кошмаром. Мне кажется, меня не любили. Со мной никто не хотел дружить. Ходили смотреть порнуху по видео, меня не брали — да мне и неинтересно было. Скучно. И девчонкам я не нравился. Неотесанный, глупый… Я не понимал, о чем они все говорят. Какие-то все были серьезные, строили из себя взрослых… Я не был среди тех, которых, так сказать, “чморят”, поскольку сам мог дать в лоб. Но все равно, надо мной издевались, смеялись. И я нашел для себя это… Шут! На меня как будто что-то снизошло. И в училище я пришел уже совершенно другим человеком. Все эти школьные комплексы моментально пропали. Я стал смеяться. И смыслом жизни для меня стал… смех, наверное. Чтобы я мог посмеяться, чтобы надо мной посмеялись. А вот сейчас одноклассники мне говорят, что все девочки меня любили. Смешно…»

Клип на песню «Джокер» вышел, мягко говоря, не самым великим, но мощь трека и харизма Горшенева вытянули даже такой материал. Дизайном манекенов занимался Андрей Князев, по образованию он реставратор — с Михаилом Горшеневым Князь познакомился в реставрационном училище. Он потрясающий художник, нарисовал обложки почти всех альбомов «Короля и Шута» (и релизов «КняZz» сейчас), включая изображение пластинки «Продавец кошмаров», на которой и вышла песня «Джокер».

На грим Михаила Горшенева уходило около трех часов, в клипе музыкант снялся в своем знаменитом кожаном плаще, в нем же позже появится в видео «Тринадцатая рана», а сейчас этот плащ хранится в музее питерского музыкального магазина Castle Rock.

По сюжету «Джокера», в кадре идет допрос с пристрастием. Князев играет следователя, а Горшенев — подозреваемого. Одной из съемочных локаций было районное ОВД. Сотрудники были совсем не против съемок, нашлись даже фанаты «Короля и Шута», так что на месте даже организовали небольшую автограф-сессию. Премьера клипа прошла на концерте группы.


Соловьи (2005)

Если в двух словах, то это что-то вроде Lyric Video в маргинальном стиле. Клип на песню из сольного альбома Михаила Горшенева, записанного с благотворительной целью помочь первому вокалисту и основателю группы «Бригадный Подряд» Николаю Михайлову, который оказался без крыши над головой. Из музыкантов, кроме Горшка, в клипе снялись Александр Леонтьев (с ним сложная схема, он играл в группе брата Михаила Горшенева «Кукрыниксы», потом перешел в «Король и Шут», потом ушел и от них, но через несколько лет вернулся, а после смерти Горшка сразу же создал группу «Северный Флот» с собой во главе и музыкантами КиШа) и Илья Черт из группы «Пилот».

Слова песни «Соловьи, я не с вами» говорят сами за себя, это о личном выборе и отношении к жизни. Михаил Горшенев рассказывал, что склонен быть ранимым: «Да, меня ничего не стоит обидеть. Я по натуре добрый человек, хоть в это и мало кто верит. Просто я стал заложником своего имиджа и вроде бы не должен ни на что обижаться».


Тринадцатая рана (2014)

Видео снималось в исторической городской крепости в Ивангороде. Эту композицию из альбома «Тень клоуна» Михаил Горшенев исполнил на украинском языке, а написал, вдохновившись фильмом «Девять жизней Нестора Махно». Музыкант считал его не столько идеологом, сколько солдатом анархии, но, так или иначе, фигурой исключительной: «Ты знаешь, я как анархист не мог не написать песню об одном из самых знаменитых анархистов Несторе Махно. С текстом нам помог мой украинский товарищ Андрюха Федечко. Когда исполняем эту песню на Украине, то весь зал поет, можно даже микрофон не трогать».

«Тринадцатую рану» сложно назвать полноценным клипом, но это важный материал, опубликованный уже после смерти музыканта.

Андрей Федечко, музыкант из группы «Сонце-Хмари», написавший текст «Тринадцатой раны», вспоминал: «У Миши родилась музыка, идея для песни и фраза: «На четыре стороны Богу не молюсь». Он позвонил мне и говорит: «Ты же на украинском пишешь? Напиши текст для песни!» А я писал только свои тексты, так вот по заказу не знал как. Месяца полтора-два сидел, никак не получалось. А буквально накануне назначенной с Мишкой встречи засел и написал. Ему очень понравилось, и сначала он стал ее исполнять а капелла. Мне очень нравилось Мишкино четкое произношение, но в итоге он стал исполнять эту песню на «суржике», смеси русского с украинским. Мы подумали: Махно говорил на нем, пусть Миша тоже так поет. Даже переводили обратно некоторые слова на русский».


Фокусник (2010)

В роли зловещего фокусника, скрывающего страшную тайну, снялся Гоша Куценко, а Михаил Горшенев не мог узнать свою группу в гриме. Ему казалось, что в новом образе они больше похожи на дьяволов, чем на гангстеров. Игра же Куценко музыканту понравилась: «Гоша сыграл офигительно, благодаря ему клип получился отличным. Он даже два раза руку себе прострелил на съемках! Там есть момент, когда мое лицо вылезает из зеркала, а он в меня потом стреляет. Теперь Гоша попросил меня научить его играть настоящий крутой рок».

Свой внешний образ музыкант в этом клипе ассоциировал с Эдвардом руки-ножницы, персонажем Джонни Деппа — киборгом с хаотичной прической, одетым в классический костюм. Направление мысли верное, при создании героя Тим Бертон ориентировался на рок-музыканта, лидера The Cure Роберта Смита. Более заметная параллель с творчеством актера будет прослеживаться чуть позже, когда Михаил Горшенев выпустит зонг-оперу о Суини Тодде.

Андрей Князев же при создании «Фокусника» вдохновлялся творчеством другого режиссера, Кристофера Нолана, написав текст композиции после просмотра фильма «Престиж»: «Трактовать на свой лад идею из прочитанного произведения или фильма я не считаю зазорным. Основная задача состоит в элементарном — это должно быть интересно. От фэнтези до хоррора, от фольклора до готики мы можем плавно перейти к реальным персонажам и познакомить с ними слушателя».

В итоге получилось достоверно передать историю об искусстве исчезать и жизни как игре.