На воде, на земле и в воздухе. Необычные виды транспорта Москвы
Ретро-трамвай

Московские трамваи – самый ностальгический вид городского общественного транспорта, который имел все шансы исчезнуть из-за постоянных реформ во имя свободы на дорогах.
Однако в итоге трамваи пережили всех, и сейчас в Москве 50 постоянно действующих и востребованных маршрутов. Мало того: чтобы водители не пытались использовать трамвайные пути для объезда пробок и не создавали тем самым препятствий для стабильного движения общественного транспорта – эти пути сейчас огораживают специальными бордюрами. Посмотреть актуальное расписание движения трамваев можно здесь.
Но столичные власти не были бы собой, если бы не захотели сделать из трамвая еще и аттракцион, возвращающий москвичам историческую память о том, как все было раньше. Поэтому с мая 2023 года по городу пойдет туристический ретро-трамвай Tatra-T2. На таких вагонах ездили в 1950-е годы, и для своего времени это было чудо техники: теплые, красивые, на плавном ходу. В начале 80-х «татры» сняли с маршрутов, причем не только в Москве. По всему миру осталось лишь несколько таких трамваев. Московский был бережно отреставрирован столичным Дептрансом и выпущен на экскурсионный маршрут.
Ходить он будет от Волочаевской улицы мимо Спасо-Андронникова и Покровского монастырей, через Новоспасский мост до Павелецкого вокзала, а оттуда – до Чистопрудного бульвара. Билеты на экскурсионную программу можно будет купить на сайте «Метротура».

Речные трамвайчики

Абсолютно новый общественный транспорт анонсировали в конце 2021 года и обещали, что уже через год по Москве-реке будут ходить удобные суда на электрической тяге – с удобными креслами, зарядками, панорамными окнами и бесплатным вайфаем – причем круглый год. Потом сроки несколько раз переносили, и вот теперь столица ждет открытия первого маршрута – его анонсировали на начало навигационного сезона.
Корабликам уже даже выбрали имена через проект «Активный гражданин». Первый получил имя «Синичка» в честь притока Яузы – он будет ходить от парка «Фили» до Киевского вокзала. Второе судно называется «Филька» – по названию малой реки на западе Москвы, оно будет обслуживать маршрут от Автозаводского моста до Печатников. Цена проезда пока неизвестна, зато известно, что платить можно будет «Тройкой, а сэкономить – примерно час времени. Именно столько надо сейчас, чтобы добраться автобусом или метро от Печатников на Коломенскую набережную. «Филька» довезет вас до места назначения за три минуты.

Пока общественные кораблики не дошли до пассажиров, прогулочные маршруты от Дептранса Москвы уже работают. Всего их восемь, один из самых востребованных – Центральный. Двухпалубный теплоход проходит по всему центру столицы от Новоспасского моста до Воробьевых гор и обратно.
Купить билеты на двухчасовую прогулку, которая дает возможность посмотреть с неожиданного ракурса на главные достопримечательности столицы, можно здесь.
Монорельс

Несмотря на чуть ли не ежегодные угрозы столичной мэрии закрыть самый экзотичный вид столичного общественного транспорта, он все еще работает. Монорельс в Москве построили при Юрии Лужкове и полностью открыли в 2008 году.
К 2009 году стало очевидно, что монорельсовая дорога не окупается и может существовать только при субсидировании городского бюджета. В 2012 году его предложили закрыть первый раз. С тех пор власти города постоянно возвращались к этому вопросу, последний подход был в 2020 году, когда открылась МЦК, а Люблинско-Дмитровскую линию продлили на север. Мэрия объявила голосование, которое должно было решить судьбу транспорта, перевозящего регулярно лишь 39 человек, а в целом около двух тысяч человек в сутки.
Результатов этого голосования никто не видел, а тема опять заглохла. Монорельс в Москве по-прежнему ходит от станции Серпуховско-Тимирязевская по улице Фонвизина рядом со станцией Люблинско-Дмитровская, пересекает линию Октябрьской железной дороги, проходит мимо Телецентра по улице Академика Королева, выходит к Главному и потом Северному входу ВДНХ. Оплачивается проезд «Тройкой», посмотреть расписание движения можно здесь.

Канатная дорога

Канатку в Москве открыли к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Она соединила Воробьевы горы и спортивный комплекс «Лужники», став не только удобным способом передвижения между этими двумя достопримечательностями – но и достопримечательностью самой по себе.
С высоты в 35 метров открывается роскошный вид на «Москва-Сити», реку, главное здание МГУ и его окрестности. Сесть и выйти можно на двух станциях: «Воробьевы горы» и «Лужники». Всего на канатной дороге 33 кабины на 8 человек каждая, везде есть вмонтированный аудиогид, экраны, подсветка, зацепы для лыж и сноубордов – ведь на Воробьевых горах не так давно открылся горнолыжный кластер. Две кабины предназначены для молодоженов – канатная дорога Москвы входит в число тех объектов Московского транспорта, где можно регистрировать брак.
Канатка работает в понедельник с 16 до 22 часов, во вторник, среду и четверг с 11 до 22 часов, в пятницу – с 11 до 23 часов, в субботу – с 10 до 23 часов, а в воскресенье с 10 до 22 часов. Билеты можно покупать в одну сторону или «туда-обратно» – в таком случае они будут дешевле.

Последний троллейбус

Троллейбусы в Москве пошли в 1933 году, постепенно вытеснили трамвай в качестве основного средства передвижения для москвичей и прожили славную жизнь до 2020 года. Именно тогда в городе закрылся последний троллейбусный маршрут – в Новокосино полностью демонтировали единственную оставшуюся линию.
Троллейбусы заменили электробусами и еще более разветвленной, чем раньше, системой метрополитена. Однако один маршрут все же остался – в качестве музейного. Он проходил от площади Трех вокзалов через станцию метро «Красносельская», Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь с Богоявленским собором, Новорязанскую улицу к гаражу Константина Мельникова.
Обозначенный буквой Т, этот маршрут был историческим: на Новорязанской улице в июне 1937 года был открыт второй троллейбусный парк. Предполагалось, что единственный оставшийся в городе вагон будет возить всех желающих очень долго – однако через некоторое время движение прекратилось. А затем стало известно, что Музей транспорта восстанавливает собственный экспонат – раритетный троллейбус ЗиУ-5, который до конца 1980-х возил москвичей и был списан в 1993 году. Таких машин сохранились единицы, и вот заслуженный троллейбус отдали на реставрацию, которая длилась полтора года. Как только он будет готов выйти на линию – возобновится движение по маршруту «Т», причем ездить на нем можно будет не только с экскурсией, но как на обычном общественном транспорте. Когда именно это произойдет, пока неизвестно.
