Неочевидные тренды большого города
Планируя выходные или вечер, совершая покупки, мы выбираем места, вещи, занятия, которые сейчас на слуху — чтобы сформировать собственное мнение и отношение, быть в состоянии поддержать разговор, ну, и просто «Чтобы это не прошло мимо меня» (хотя если и пройдет, не стоит сильно расстраиваться, ведь это нормально).
Тренды — всегда горячая и беспроигрышная тема для разговоров знакомых и не особо знакомых людей. Это как погоду в Лондоне обсуждать. Они рождаются и умирают, на их фоне появляются новые идеи, которые подхватываются модниками и лидерами мнений, – и вот уже подростки и не очень подростки собираются в «Яме» на Китай-городе, и тренд взлетает на свой пик. А если за тинейджерами подтянулась еще и полиция, то тренд уже в своем пикЕ…
Или TikTok-блогеры, которые активно вытесняют своих Insta-коллег. Только вот годный контент, который выведет блогера в топы, создавать все труднее — нужно все время что-то свежее, не похожее на другое. Нельзя попасть на первые места, если делать то же, что и все.
В том, что становится популярным, есть более очевидные составляющие — причины. Например, Турция. Откройте ленту в Instagram за последний месяц: процентов 80 контента было как раз с пляжей и из зон бассейнов турецких курортов. Открытое авиасообщение запустило этот тренд и вернуло Турции былую до «Тагииила» славу.
А вот если бы мы обозревали другие вещи или явления, которые по разным причинам становятся классными в нашем городе, получают признание людей, мнение которых интересно или важно для большинства, то наверняка включили бы в этом список еще корги, сакэ, просекко как непроходящий тренд, продажи и покупки люксовых вещей «с историей» – секонд хэнд или pre-owned вещей (даже Farfetch это делает…), «горячую» хип-хоп точку в Нескучном, где начинающим рэперам «Есть что сказать», и есть, кому показать свои таланты, а еще боди-негатив, который набирает последователей в пику потерявшему изначальный смысл боди-позитиву (но говорить об этом все еще не совсем политкорректно).
Еще классным стал новый формат деловых встреч. Во времена Москвы Гиляровского, например, купцы приходили рано утром в трактир и заказывали только чай с сахаром. На чае с сахаром и переговорах они сидели до вечера, совершая свои самые удачные и дерзкие сделки. А вечером уже заказывали полный стол снеди, кутили и ехали к хористкам. В 1990-е в моде были переговоры в банях и саунах, потом появились переговорные в красивых офисах, где никуда без стильных презентаций, а сейчас некоторые проекты, идеи и договоренности рождаются и совершаются во время долгих пеших прогулок по центру города. Пандемия внесла интересное развитие в эту милую историю.
Продолжая тему бизнес-трендов. Сама работа в привычном понимании слова сейчас не очень-то и в топе. Все больше людей предпочитают «заходить» в проекты с понятным началом и окончанием, зарабатывать, а потом жить, проживая полученные средства с удовольствием. И так от проекта к проекту. Фраза-истина из бизнес-книг о том, что нужно заниматься любимым делом, чтобы ни дня не работать, сегодня многим не заходит.
Вообще тренд — весьма относительное понятие. Как во времени (он то есть, то нет, то долгосрочный, то мимолетный), так и в пространстве и в разных социальных группах (для кого-то это тренд, а кто-то реагирует не иначе, как «Они вообще в себе?» – как после последнего показа мужской коллекции от Gucci). Часто даже определить, реален ли тренд или надуман, невозможно.
Уже несколько лет в тренде «близкий круг» и квартирные тусовки, которые часто по своему контентному наполнению (включая гостей) лучше клубно-барных. Однажды мы с друзьями создали геолокацию в соцсетях для квартиры одного из приятелей, у которого регулярно собираемся. Отмечались и отмечали друг друга. Многие подумали, что в городе появился новый модный закрытый клуб — его обсуждали и говорили, как непросто в него попасть. Нам же, чтобы сохранить интригу, не оставалось ничего, как поддержать эту мистификацию.
Ну, и конечно, есть более очевидные тенденции и те, которые не всегда на поверхности, но тоже важны. К примеру, тренды используются маркетологами, продюсерами, дизайнерами, промоутерами повсеместно: мы пытаемся найти взаимосвязи и угадать, что же станет следующей большой «вещью» — the Neхt Big Thing, — чтобы опередить конкурентов, перетянуть к себе внимание аудитории, сформировать себе репутацию новатора.
Задавая вопрос «Что сейчас в тренде, ребят?» в своем окружении, я выявила интересную закономерность. Наиболее частым ответом были «я», «ты», «люди из моего окружения», то есть каждый в тусовке состоятельных самодостаточных людей сам для себя является центром. Следующие ответы — «бесконечный самоанализ» и «всепоглощающая осознанность». Любопытно, не правда ли? Это, с одной стороны, поиски себя, рефлексии, понимание своего места под солнцем, «перепридумывание» себя и выстраивание своей жизни вокруг новых «якорей» — осознанное потребление, чистота и тишина, забота о себе и окружающем мире, семья, минимализм, но у каждого свой путь к этому новому «я». А с другой стороны, отчетливо осознается необходимость это найденное и перепридуманное «я» реализовать — «Я хочу остаться в истории». То есть каждому нужна своя сцена и публика. И в связи с этим я бы назвала данный тренд «осознанное честолюбие».
Как говорит «Википедия», «Честолюбие — закрепленное в характере стремление человека к известности и почестям. Честолюбие в отличие от целеустремленности направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности, честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды».
С первой частью про осознанность все более менее или понятно. Cогласно исследованиям, москвичи лидируют среди россиян по количеству посещений психологов, а также в городе появляются вполне себе светские кофейни, где вам могут погадать на кофе или разложить таро, и еще серьезные люди серьезно обсуждают Human Design. Основная «точка отсчета» — то, что каждый успешный человек нуждается в коуче и постоянно обучается чему-то новому.
А вот ко второй части все же есть вопросы, ведь самореализация и собственная «сцена» становятся неотъемлемым условием гармоничной жизни — необходимо понять себя, принять, а также испытывать гордость и непременно оставить след.
Я работаю с личными брендами, и у большинства моих клиентов уже есть понимание того, что они хотят капитализировать свои таланты, навыки, знания и уникальный характер личности — и эта потребность всегда связана с той или иной степенью публичности. Чаще всего сталкиваюсь с двумя ограничениями: с «синдром самозванца», когда человек совсем не уверен в том, что уже готов и достаточно компетентен, чтобы высказываться публично, и со скромностью, когда есть мнение и уверенность в своих профессиональных и личных качествах, но публичная похвала выбивает почву из-под ног и непросто переживается. В обоих случаях людям нужно своеобразное «разрешение» на то, чтобы иметь свою сцену и инструменты комфортного управления своей открытостью, по аналогии с артистами, ведь всегда есть еще и бэкстейдж, доступ к которому ограничен.
Уверена, что эта история вполне может получить дальнейшее развитие и даже породить новые модные места (стендап же у нас до сих пор больше про телевидение), организации, движения, тусовки. Главное — не делать то же, что и все!