«NFT на 99% просто шлак»: пионер медиаарта в России Аристарх Чернышев — об искусстве и новых именах | Арт | Time Out

«NFT на 99% просто шлак»: пионер медиаарта в России Аристарх Чернышев — об искусстве и новых именах

Елизавета Константинова   9 июля 2024
5 мин
«NFT на 99% просто шлак»: пионер медиаарта в России Аристарх Чернышев — об искусстве и новых именах
Фото: bizar.art
Аристарх Чернышев — мастер мультимедийного интерактивного искусства. В своих работах он обращается к проблеме чрезмерного потребления и переосмысляет зависимость современного человека от информационных потоков. Time Out поговорил с Аристархом о том, кто такие медиахудожники, почему диджитал-искусство так популярно и за творчеством каких российских авторов новой волны стоит следить.

Что такое цифровое искусство? Как его понять человеку, всю жизнь увлеченному классическим изобразительным направлением?

Аристарх Чернышев

Все очень просто. Цифровое искусство — это искусство, созданное с помощью новейших компьютерных программ 2D- и 3D-графики, видеопрограмм, программ обработки и синтеза звука, кодинга и манипулирующих всеми вышеуказанными медиа одновременно.

Человек, увлеченный классическим изобразительным искусством, живет не в вакууме, он, как и все, ходит в кино, видит рекламу, пользуется смартфоном, приложениями. Поэтому понять медиа- и диджитал-арт ему будет не труднее, чем воспользоваться интернетом. Главное, чтобы было желание.


Вы позиционируете себя как медиахудожника. Что это значит?

«Критически важное обновление. Часть 3», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Медиаарт — более широкое понятие, чем диджитал-искусство. Оно включает в себя, помимо диджитал-технологий, еще и использование информационно-коммуникационных ресурсов, инноваций в сфере материального производства (например, 3D-печать), биотехнологий, разных устройств, а также DIY-платформ типа Arduino и ESP2866. В нулевые я делал медиаскульптуры в виде кастомных LED-дисплеев, подключенных к интернету и транслировавших данные в режиме реального времени. Это были новостные RSS-ленты, биржевые сводки, котировки акций компаний и цены на сырье. В 2010-х я создавал спекулятивные проекты прототипов гаджетов, полученных в результате применения биотехнологий: это довольно известный и популярный проект «Персональный Информационный Организм», попросту говоря — смартфон-пиявка. Медиаарт — более синтетическое явление, сочетающее в себе набор порой очень неожиданных технологий.


Почему художники все чаще выбирают диджитал-направление?

«Натюрморт на фоне кризиса», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Ответ лежит на поверхности: с помощью технологий можно делать объекты в новых медиумах. В традиционных видах искусства — например, в живописи и скульптуре — такое невозможно. Будучи куратором Электромузея, одну из экспозиций, выставку «Осмос», я посвятил процессу взаимовлияния новых и традиционных медиа. Были представлены работы современных живописцев, выполненные под влиянием GAN-нейросетей, и искусство медиахудожников, для которого использовались привычные материалы — мрамор и металл.


Как вы следите за тенденциями и технологиями в цифровом искусстве?

У меня сеть своих агентов! Шутка. Через личные знакомства, интернет и подписки на специализированные каналы.


Что нового появилось в медиаарте за последние годы?

Loading, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Во-первых, проводится много опен-коллов, фестивалей и конкурсов для диджитал- и медиаарта, например, restore:digital art. Во-вторых, последние лет шесть медиа- и диджитал-художники активно используют нейросети. Еще, на мой взгляд, есть тенденция к упрощению идеи и концепции произведения.


Многие считают, что тот же черный квадрат или банан, прикрепленный к стене скотчем, это не искусство. Как понять, где провести черту?

«Аполлон в очках», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Не нужно проводить никаких черт. Дело в том, что некоторые вещи на первый взгляд кажутся довольно простыми и легко воспроизводимыми. Но на деле их можно создать, лишь проделав творческий путь. Тот самый «любой человек» видит лишь конечный результат этого пути, и сам он его не прошел. Во фразе «Я тоже так могу» ключевое слово — «тоже»: я тоже могу это повторить, но не сделать первым.


NFT-арт еще недавно считался трендовым, а сейчас его доля на рынке искусства сократилась на 90%. Почему так?

«Счастливая семья», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

NFT — довольно разношерстное поле. К тому же это не направление искусства, а инструмент по продаже и верификации подлинности сделки. Причем эта технология идеально приспособлена для спекуляций, поэтому 99% производимого там — просто шлак. Фактически NFT — это очередной бабл типа доткомов в нулевых. Но без таких баблов невозможно движение вперед: так, после доткомов появился нормальный широкополосный интернет с поисковиками, торговыми площадками и социальными сетями. Посмотрим, что появится в результате взлета и падения NFT.


Каким должно быть диджитал-искусство, чтобы оно цепляло?

Любое искусство должно быть интересным и актуальным, говорить на современном языке. Нет такой поваренной книги, в которой написан рецепт цепляющего произведения — в этом и есть вся прелесть творческого процесса.


Кто, по вашему мнению, заслуживает внимания в среде медиаарта?

«Без цвета, без вкуса, без запаха. Часть 1» Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Из российских авторов и авторов российского происхождения я в основном слежу за творчеством Егора Крафта, Дмитрия Морозова, группы «Куда Бегут Собаки», Елены Никоноле, Анастасии Алехиной, Александра Сереченко и Екатерины Прянишниковой, Вадима Эпштейна, группы Stain, Кирилла Рейва, Рината LBank, молодых авторов из Питера Юлии Низамутдиновой (CyberFlora) и Данила Карамушкина.


Как вы подходите к разработке концепции и композиции?

Никак не подхожу, они сами ко мне приходят, я лишь отбираю самые интересные.


Какие инструменты и программы вы используете во время работы?

Стандартный набор программ для 2D- и 3D-графики, видеопакеты, фотограмметрию, ИИ-сервисы, Arduino, кастомную электронику, LED-технологии, 3D-печать и собственные наработки в области ее полноцветного текстурирования.


Сейчас в Москве каждый год открывают новые памятники. Как вы считаете, какова судьба монументов и что их ждет в будущем?

UserPic, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art

Не слежу за монументальным искусством. Скорее всего, все останется на своих местах: этот вид искусства ориентирован на увековечивание видных деятелей страны и культуры, памятных дат и ключевых исторических событий — это рисует культурно-исторический облик государства. Конечно, важность и роль разных деятелей и событий пересматривается в зависимости от текущей конъюнктуры. Без многих монументов довольно сложно себе представить Москву: например, памятник Юрию Гагарину мне очень нравится.


Какие галереи и выставочные пространства нужно обязательно посетить в Москве, чтобы приобщиться к искусству?

Прежде всего это Мультимедиа Арт Музей на Остоженке, Новая Третьяковка, ЦСИ Винзавод и VS Gallery. Но вообще нужно просто ходить на интересные проекты и выставки, а они проходят в совершенно разных местах. Следите за конкурсами диджитал-арта вроде restore:digital art.


Что вы можете посоветовать начинающему диджитал-художнику?

Как можно чаще участвовать в опен-коллах и конкурсах, чтобы заявить о себе.