5 лучших оперетт Москвы: символ вечного праздника жизни
5 лучших оперетт Москвы по версии Time Out:
«Летучая мышь»
«Летучую мышь» «короля вальсов» Иоганна Штрауса без сомнений можно назвать символом Московской оперетты.
Она поставлена почти полвека назад режиссером Георгием Ансимовым в содружестве с музыкальным руководителем Мстиславом Ростроповичем и художником Валерием Левенталем, выдержала четыре редакции и более тысячи представлений.
Здесь чувства и лица прячутся под масками, каждый пытается выдать себя за кого-то другого: поклонник за мужа, жена за любовницу, служанка за госпожу. Искрящаяся неподдельным весельем музыка, остроумный текст Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, череда забавных ситуаций, строящихся по законам игры и веселого розыгрыша, и непременная для этого жанра мораль сделала «Летучую мышь» одной из подлинных вершин оперетты.
«Робинзон Крузо»
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в России представляет оперетту-блокбастер второй половины XIX века Жака Оффенбаха. До российской сцены она добралась спустя полтора столетия с момента премьеры в Париже в 1867 году.
Сюжет одноименного романа Даниэля Дефо о выживании человека в диких условиях вольно трактован драматургами Эженом Кормоном и Гектором-Джонатаном Кремье.
Среди действующих лиц оперетты появляется невеста Робинзона Крузо Ядвига, которая отправляется на поиски возлюбленного, повар-предводитель местных каннибалов-туземцев, оказавшийся также, как и Крузо, англичанином, а вскоре на необитаемом острове и вовсе собирается весьма разнообразная компания.
«Это история “блудных сыновей”, ежечасно открывающих мир для себя и для нас. Именно они летят в космос, двигают науку, творят искусство. Любопытство, жажда риска, авантюризм – это же здорово!», – описывает замысел спектакля режиссер-постановщик Александр Титель.
«Королева чардаша» («Сильва»)
Оперетта Имре Кальмана рассказывает об истории любви артистки варьете Сильвы Вареску и князя Эдвина фон Вайлерсхейма.
Немецкое либретто Кальмана, созданное им совместно с Лео Штейном и Бела Йенбахом, называлось «Да здравствует любовь»: это в полной мере отражает главную идею оперетты, в которой сильное чувство двух влюбленных преодолевает и давление семьи, и социальное неравенство.
Как и в знаменитом венгерском танце чардаше, в музыке и в трогательном сюжете этой оперетты открывается мир ярких эмоций, драматическое развитие ведет от патетических, торжественных интонаций до бурных, огненных страстей. «Частица черта в нас!», – поет красотка кабаре: под натиском жизненной энергии и таланта этой девчонки с Козьего болота рушатся любые преграды на пути к счастью.
«Остров Тюлипатан»
Для постановки в Геликон-опере специально был создан современный русскоязычный вариант оперетты французского короля «легкого жанра» Жака Оффенбаха – чтобы как можно точней передать сегодняшнему зрителю все перипетии сюжета и тонкости эмоционального состояния героев.
Авторами нового текста стали Марина Скалкина и Шура Никитин.
Приключения на маленьком бирюзовом острове, затерявшемся посреди океана, как и положено, заканчиваются свадьбой. Музыканты оркестра выступают в качестве матросов, дирижер – капитана, а общая фривольность, праздничность и легкость действия напоминает скорее вечеринку «у бассейна» с танцами и переодеваниями. Словом, здесь есть все, чтобы полностью вкусить радость жизни.
«Действие происходит где-то в океане на острове Тюлипатан. Это остров свободы, любви, а, точнее, остров свободной любви, на котором можно сколько угодно смеяться, улыбаться, шутить, разыгрывать друг друга», – рассказывает режиссер спектакля Илья Ильин.
«Москва, Черемушки»
Единственная оперетта Дмитрия Шостаковича на Камерной сцене Большого театра была поставлена к 115-летию со дня рождения композитора.
Бытовой, но авантюрный сюжет Шостакович взял в работу в 1958 году с легкой руки Владимира Масса и Михаила Червинского. Тема оперетты перекликается с происходившими в действительности событиями и затрагивает такой важный в советской истории эпизод, как масштабный переезд москвичей из коммунальных квартир в собственное жилье.
Музыка и сюжет о полных надежд молодых новоселах 50-х проникнуты идиллическим настроением послесталинского десятилетия, эпохи, которую мы называем «Оттепель». Отсюда и свободный, динамичный характер музыки, представляющей собой быстро сменяющиеся картины-кадры. Это сплав самых разнообразных интонаций, лирических и сатирических, цитат народных запевов и эстрадных песенок времен нэпа.