«Ощущение всемогущества на сцене — это невероятно!» — истории о том, как простое хобби может изменить жизнь
Кира Кузнецова, шеф-редактор People Talk
Стаж — один год.
В пять лет меня отправили в музыкальную школу, где я не только играла, но и пела, даже солировала в хоре. Во взрослом возрасте случился инцидент: я сфальшивила в караоке, надо мной похохотали друзья — и я перестала петь публично. Вернулась к вокалу для того, чтобы побороть тот самый «караоке-момент». Я люблю петь, но после того случая не могла себе этого позволить на вечеринке или при людях. Если хотелось петь, специально коверкала голос, чтобы выглядеть как бы шутя, несерьезно.
Со своим педагогом я познакомилась год назад в компании общих друзей, а когда мы подружились, выяснилось, что он крутой певец и, помимо этого, преподает вокал. Репертуар подбирает преподаватель — по его словам, петь нужно уметь все. Поэтому в моем «ассортименте» есть и Адель, и Pink, и Бейонсе, и Этта Джеймс, и даже Адам Ламберт.
Мне было сложно принять, что я пою академически, а надо петь эстрадно, и что мой голос не так меня слушается, как раньше. А еще осознание, что пение — это не хобби, а постоянная работа вне студии — со связками, с текстами, дикцией. Это огромный спектр разных упражнений и задач. Трясти головой под гитару — самое простое из них.
Вокал — это мощная дыхательная практика, он помогает мне снять напряжение. Час–два пения — считай, тренировка и тела, и души. Выходишь после занятия всегда с дополнительными крыльями за спиной, даже если нещадно лажал.
Сейчас я пою Бейонсе, которую на дух не переношу. Я музыкант, а значит, я должна уметь управлять эмоциями и петь что нужно, а не только то, что хочется (а хотим мы исполнять чаще всего те песни, в которых хорошо звучим без усилий: такой хитрый у нас мозг). Каждые полгода мы готовим отчетный концерт, и я обязательно выступаю перед незнакомыми людьми. Чуть приятного нерва за кулисами — и полный кайф на сцене.
В этом году планируем взяться за Тину Тернер и Уитни Хьюстон: моя цель — не опорочить память двух великих див. Так что заниматься обязательно продолжу: мне еще свою рок-группу собирать!
Анна Пардо-Изотова, деятель искусств
Стаж — девять лет.
Девять лет назад мне захотелось уйти от рутинной работы и постоянного стресса в какое-то творчество. Я начала искать занятие, которое позволило бы мне расслабиться и как-то разнообразить жизнь. Ходила на рисование, каталась верхом на лошадях и ездила на мотоцикле, брала уроки гольфа. А потом решила попробовать вокал и записалась в небольшую студию рядом с домом. Тогда мне хотелось просто петь, потому что в детстве, когда я училась в музыкальной школе на скрипке, в хор меня не взяли: часто болело горло.
Изначально я планировала научиться петь романсы: всегда тяготела к классической музыке. Первый год я просто пела с педагогом, особо не углубляясь в технику. А 2,5 года назад пришла в Международный вокальный центр «Сольвейг» под руководством Радомиры Красавиной и начала заниматься у педагога по академическому и эстрадному вокалу. Благодаря совместной работе у меня быстро сомкнулись связки и процесс пошел.
В какой-то момент я поняла, что любимый классический репертуар мне недоступен: у меня более низкий голос, предназначенный для эстрады. Осознать это помогли курсы музыканта и певицы Нани Евы, с которой я параллельно занимаюсь сейчас. Теперь у меня полностью эстрадный репертуар.
Первое выступление было два года назад, и я вижу заметный прогресс: теперь смело могу исполнить песню и в караоке, и на отчетном концерте. У меня никогда не было страха публичных выступлений, потому что я часто выхожу на подиум, но, исполняя произведение, я переживаю за правильную технику, боюсь не справиться. Очень хочу овладеть искусством вокала, поэтому занимаюсь у профессиональных педагогов. А в будущем мечтаю организовать небольшой кавер-концерт.
Клара Шонхорова, стилист-имиджмейкер
Стаж — три года.
Мне всегда нравилось петь, но я никогда не занималась музыкой, а в 30 лет, наконец, решила попробовать. Когда я пришла в школу, мне дали анкету, где нужно было ответить на вопрос, для чего мне вокал: петь в караоке, записать песню и так далее. Удивительно: я даже не подумала о своей цели, просто хотела раскрыть себя с новых сторон и звучать увереннее.
С первым преподавателем мы сразу начали петь. Из-за того, что мне ничего не объяснили, у меня напрягались связки и сильно болело горло. Другая преподавательница начала урок как раз таки с теории: рассказала о технике, о том, как надо дышать и почему некоторые звуки не получаются — с ней я занимаюсь уже три года.
Буквально через пару недель после начала занятий педагог предложила мне выступить на сцене. Было очень страшно, это был настоящий выход из зоны комфорта. Концерт всегда проходит с участием музыкантов, а до этого я пела только в одиночку, в классе. И вот я на сцене с чужими людьми, но от переживаний не могу управлять голосом и начисто забыла все, что мы проходили. Мой голос задрожал, когда я начала петь, — никогда в жизни не испытывала подобных ощущений. Но после выступления я была счастлива: поняла, что если мне под силу справиться с этим, то все остальное тоже возможно. Ощущение всемогущества — это невероятно! Концерты помогли справиться с волнением и стеснением, сейчас мне нравится находиться на сцене и чувствовать себя звездой.
Репертуар у меня самый разный. Особенно нравится расслабленная, сексуальная, чувственная музыка — соул и блюз. Еще я исполняла каверы на Стиви Уандера, Монеточку, «Браво», Бритни Спирс, Леди Гагу, пела «Ты не верь слезам» Шуры — очень веселая, фестивальная песня.
Мой вокал не идеальный, многое до сих пор не получается, но я вижу огромную разницу: начала исполнять более сложные песни, перестала сильно волноваться. Теперь передо мной стоит другая задача: эмоционально, актерски отыгрывать песню, передавать ее настроение зрителю.
Благодаря пению я нашла единомышленников — людей, которые занимаются своим развитием во взрослом возрасте, стала более открытой и уверенной. Как стилист я много преподаю — и теперь понимаю, что после занятий начала по-другому говорить, чувствовать себя комфортно перед большой аудиторией и наслаждаться вниманием.
В ближайшем будущем планирую начать учиться играть на фортепиано и петь в хоре — там совершенно другая динамика. Во-первых, это коллектив и общение, а во-вторых, там ты винтик в большой системе, в которой важно слушать не только себя, но и других.