«Город соткан из деталей». Основатели брендов московских сувениров о своем деле и любимой столице
Идея проекта Moscow places зарождалась постепенно. Несколько лет назад я начала заниматься скетчингом: нашла курсы в студии «Паспарту» – и меня затянуло! Летом 2019 года я решила пройти и рисовальный марафон, где нужно было в течение трех месяцев изобразить все архитектурные объекты, указанные организаторами на карте Москвы. Я старалась по большей части рисовать прямо на месте — много гуляла по городу и внимательно все рассматривала.
Так появилась идея создать календарь с разными зданиями и показать в нем основные стили и этапы развития московской архитектуры. Я тщательно отбирала объекты, много про них читала. С Катей, соосновательницей Moscow places, мы познакомились именно тогда — я была подписана на ее Instagram, где она рассказывает интересные истории о домах и их обитателях.
Примерно в то же время мне случайно попалась на глаза реклама проекта «Москва глазами инженера», созданного «Школой гида». Там я снова встретилась с Катей, а уже в конце лета мы обсуждали тему первой серии — решили посвятить ее деталям московской архитектуры, отражающим самые разные эпохи, чтобы каждый мог найти что-то близкое себе. Остановились на ярких и узнаваемых объектах — мозаике Дейнеки на потолке метро «Маяковская», знаменитых часах с кукольного театра Образцова, скульптуре пса со станции «Площадь Революции», «Золотых мозгах» с Президиума Академии наук и барельефе с Дома со зверями на Чистых прудах.
Взяли и менее известные образы, которые тем не менее дают представление о Москве. Среди них яркий изразец с теремка Крутицкого Подворья, окна палат Сверчковых и башня дома «Патриарх» на Садовом кольце. Конечно, не обошли вниманием один из символов советской эпохи — серп и молот со скульптуры «Рабочий и колхозница».
Иллюстрации, которые я делала к прошлогоднему календарю, мы превратили и в серию открыток. В них на примере двенадцати зданий прослеживается, как со временем менялись стили и застройка.
А если собрать воедино все разношерстные дома, то получится образ той Москвы, которую мы знаем и любим. Ее часто ругают за архитектурное попурри, но ведь она такая и есть — яркая и многоликая. Этим и прекрасен наш город: свернув за угол, всегда можно наткнуться на что-то неожиданное и неизвестное.
Сейчас у нас в ассортименте два набора открыток, кружки с разными вариантами иллюстраций, обложки для паспорта и проездного и еще одна классная вещь — яркие шапки с надписью «Москва наш (любимый) город». Очень радует обратная связь — мы видим, что людям нравится то, что мы делаем, поэтому хочется продолжать. У нас много планов, в ближайшее время надеемся выпустить несколько новых серий.
Мы очень любим Москву и стараемся узнавать как можно больше об ее истории. В городе постоянно происходят изменения – и хорошие, и не очень. Радует, что появляются пространства, в которых людям комфортно находиться, красивые парки, промышленные объекты после ревитализации, удобный транспорт. Расстраивает, что исторические здания сносятся ради более выгодных для застройщиков объектов: жилых комплексов, торговых площадок и бизнес-центров.
После окончания университета я проходил стажировку в Берлине, откуда привез идею бренда городских сувениров. Это были последние годы правления Лужкова, Москва была сильно захламлена визуальным мусором. Мне и моим единомышленникам хотелось изменить восприятие столицы и влюбить жителей в нее, поэтому мы уделяли много внимания старым фотографиям — на них город выглядит очень самобытно и опрятно. Сперва появился блог Heart of Moscow, а потом мы запустили мерч.
Первые коллекции были оформлены в фирменном стиле бренда — с красно-белым сердцем и орнаментом. У нас уже был определенный список тем, с которыми нам хотелось поработать: освоение космоса, русский авангард, городская архитектура и многие другие. Он пополняется до сих пор. Честно говоря, мне нравятся все серии, но самыми любимыми стали космическая, базовая линейка с символами города и коллекция, посвященная Москве 90-х.
Мы сделали уже много коллабораций. Недавно, например, вышла удачная серия с «Яндекс.Еда», есть классные совместные коллекции с Московским зоопарком или Третьяковской галереей. Но самые любимые — один из первых случаев сотрудничества с давно закрывшимся магазином Fott, посвященный московским футбольным клубам, и совместный релиз с пабликом «Совмод» о московской архитектуре эпохи советского модернизма.
Москва — город невероятной энергетики, круглосуточного сервиса и прогрессивных технологий. История, дореволюционная архитектура, конструктивизм, эклектика, бешеный ритм жизни — все это вдохновляет! Если говорить о недостатках, то расстраивает пренебрежительное отношение к сохранению архитектурного наследия. Каждый год с лица столицы стираются интереснейшие здания, а на их месте почти всегда вырастают неуклюжие безвкусные монстры. Примеров можно привести массу — от снесенного конструктивистского здания Таганской АТС до уничтожения последних сохранившихся многоэтажных зданий «Зарядья».
Мои самые любимые места в Москве — район Китай-города, где я вырос, и, одна из главных его жемчужин, квартал между Ивановской горкой и Покровскими воротами, так называемая Хохловка. Сомнительный и скандальный проект реконструкции может уничтожить ее неповторимый дух.
Это классический пример — история города и уникальные локации ничего не значат по сравнению с интересами частных девелоперов. Это абсолютно заповедный кусочек Москвы — никакие сносы и новое строительство там недопустимы.
Идея бренда Detailia появилась года три назад, когда я в сотый раз пришла погулять в саду Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. В тот день я впервые заметила необычный маскарон в виде льва на каменном заборе, и подумала, что есть в этом некоторая несправедливость. Все, кто заходит во двор обители, сразу смотрят на грандиозный Покровский собор, построенный по проекту Щусева в неорусском стиле, и никто не обращает внимания на крошку-льва на ограде. А ведь любой город соткан из таких незаметных деталей.
Так я начала собирать в своей голове и своем Инстаграме коллекцию сказочных архитектурных деталей. Ко льву с Большой Ордынки присоединились звери с фасада дома на Чистопрудном бульваре, а третьим героем московской серии стал морской конек с Банкирского дома братьев Рябушинских на Биржевой площади. Позже они украсили значки и постеры Detailia, а тот самый лев-маскарон с Большой Ордынки превратился в логотип проекта.
В прошлом году я переехала в Санкт-Петербург, но мой бренд и любовь к незаметным архитектурным деталям перебрались вместе со мной. Так что все лето 2020-го я посвятила поиску новых персонажей для Detailia — вот буквально на днях закончила рисовку для значков из моей первой петербургской серии.
Москва вдохновляет и нравится мне своей многогранностью. Ты можешь найти для себя кусочек города на любой вкус, прожить в столице всю жизнь, но так и не изучить ее до конца. Увы, не всегда современные здания соответствуют архитектурному контексту, в который их пытаются вписать градостроители. Хочется более бережного отношения к архитектуре, ведь это культурная и историческая оболочка Москвы. Когда из нее вырывают куски, на их месте образуются дыры, и «ткань» из-за нарушенной целостности постепенно теряет свою красоту и прочность — в результате город рассыпается на части.
Я обожаю Яузу, люблю Замоскворечье, ботанический сад МГУ и Дворец пионеров на Воробьевых горах. В Петербурге я иногда представляю, как сажусь на трамвай у метро «Чистые пруды» и еду до «Университета». Все, что вижу из окна на этом маршруте, — это и есть моя любимая Москва.