От зеркал до звонков в Zoom и TikTok — как «самолюбование» меняет наше представление о себе
История вопроса
До того, как изобрели зеркала, наши предки смотрелись в гладь озер и рек. Но отражение, понятное дело, было искаженным. В своей книге «Миллениум: от религии к революции: как цивилизация изменилась за тысячу лет» Ян Мортимер утверждает, что до 1279-го (тогда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова) концепции индивидуальной идентичности не существовало.
«Изобретение зеркал ознаменовало тектонический сдвиг, поскольку они позволили людям впервые увидеть себя настоящими», — пишет он.
Исторически наша идентичность была тесно связана с местом, где мы жили, с нашими семьями и друзьями. Но по мере того, как качество зеркал улучшалось, а свет свечей уступал место электрическому освещению, представление людей о себе существенно менялось, фокус сместился с внутреннего на внешнее.
«Это такое же фундаментальное изменение, как и переход от феодализма к капитализму или от коллективизма к индивидуализму», — говорит Хизер Уиддоуз, профессор философии в Уорикском университете.
Человеку важно отражение
«Работая с пациентами, чье отражение не совпадает с внутренним образом собственного тела, я обнаружила, что дело не только в несоответствии и стремлении дотянуться до идеалов. Глубинная потребность состоит в том, чтобы быть принятым в широком понимании», — рассказывает аналитический психолог Симма Богарт.
Люди смотрят на свое отражение в надежде найти любящий взгляд, который бы принимал их. Такое поведение может говорить о чрезмерной критике в детстве, например, когда ребенок только начал исследовать образ взрослых: примерять мамины каблуки, краситься. Если родители осуждают ребенка, то импульс к самовыражению блокируется. На бессознательном уровне это может формироваться как сообщение: «Ты такой нам не нужен».
Впоследствии это порой приводит к тому, что человек пытается подогнать себя под множество «стандартов».
Селфи-синдром
Екатерина Давыдова, юнгианский психолог, писатель, автор книги «Таинственный лес. Как диалог с бессознательным помогает выйти из жизненного тупика» рассказывает, что в психологической литературе сегодня появляются новые термины вроде «селфи-синдром», «селфи-зависимость», «селфитис» (selfitis), которые описывают навязчивости, связанные с постоянным фотографированием и выкладыванием в интернет собственной персоны для получения непрерывного потока внимания и одобрения. Но если обратиться к глубинной психологии, то можно заметить, что эта тема совсем не нова, а лишь получила широкое распространение сегодня в связи с развитием гаджетов.
Метафора зеркала тесно связана с мифом о Нарциссе. Вспомним историю: красивый и гордый юноша отвергал любовь всех, кто к нему тянулся. В наказание он был заколдован богиней возмездия Немезидой и влюбился в собственное отражение. Мука заключается в том, что с возлюбленным невозможно соединиться, ведь при прикосновении к своему лику на воде возникает лишь рябь. Именно эту картину мы и видим на многочисленных изображениях, посвященных Нарциссу.
«Таким образом, если смотреть на текущий селфи-тренд символически, мы можем увидеть в нем отголоски античного мифа со всеми вытекающими последствиями нарциссизма: стремлением к идеальности (и вечное недовольство собой как противоположный полюс), трудностями в построении отношений с другими людьми, а также внутренней пустотой от отсутствия подлинного контакта с самим собой. Так, находясь в XXI веке, мы проживаем сюжет, которому тысячи лет», — считает Екатерина Давыдова.
Чем может грозить частое самолюбование
Психотерапевт Салли Бейкер говорит, что частое самолюбование оказывает влияние на наш мозг и психику:
«Просмотр собственного изображения активирует область мозга, называемую веретенообразной областью лица, которая обрабатывает распознавание лиц. Мы становимся внимательными к каждому ракурсу и деталям. Эпизодическое “смотрение в зеркало”— это нормально, но в избытке оно искажает самовосприятие».
Отсюда и явление, которое получило название Zoom–дисморфия. Оно возникло во время изоляции, когда каждый был вынужден весь день смотреть не только на лица любимых и не очень коллег, но и на свое. Усугубляют ситуацию фильтры и фотошоп — чем больше мы изменяем свою внешность с помощью цифровых технологий, тем больший диссонанс это создает, когда мы смотрим в зеркало. Исследователи из Гарвардского университета обнаружили, что постоянные видеоконференции, социальные сети, маски на видео и фильтры на фото привели к ухудшению самовосприятия, особенно у женщин более молодого возраста. Результатом стал всплеск популярности косметических процедур и пластических операций, приближающих людей к их отфильтрованной версии.
Некоторые эксперты также связывают это с другим феноменом — хотя красота всегда давала власть и привилегии, в наши дни ее важность кажется большей, чем когда-либо: люди оценивают соцсети докторов перед тем, как записаться к ним на прием, или соискателей перед тем, как предложить им работу.
«То, как мы выглядим, стало тем, кто мы есть. Эта концепция радикально отличается от концепции восприятия предыдущих поколений, где идентичность или индивидуальность зависели от характера», — говорит профессор Хизор Уиддоуз.
Кроме того, количество людей, с которыми мы можем себя сравнивать, сильно увеличилось (сколько чужих сторис вы сегодня посмотрели?) — и битва за чужую оценку, лайки и комментарии не создает нормальную среду для здоровой самооценки.
Что делать?
Есть практики, которые помогают взращивать позитивный и любящий взгляд на себя, например, упражнение «2 минуты самовосхваления у зеркала», после которого люди становятся более уверенными и менее тревожными.
«Упражнение простое: вы садитесь перед зеркалом и обращаетесь к себе во втором лице, говоря комплименты: “Ты прекрасна. Ты очаровательна. Я люблю тебя. Я смотрю на тебя и восхищаюсь твоей красотой и смелостью”», — поясняет Симма Богарт.
Как работать с этой темой, если она вредит качеству жизни, например, заставляет регулярно тревожиться о внешнем виде или испытывать навязчивое желание проверять количество просмотров и лайков?
Полезным будет разобраться с корнем подобного поведения. Так, одно из исследований выделяет три ключевые причины «селфи-зависимости»: поиск внимания, конкуренцию за статус в социуме, стремление к демонстрации собственной исключительности (например, с помощью фотографий в местах, которые недоступны большинству). Причины могут быть и другие, это индивидуальная история каждого.
После того, как выявлена мотивация, можно попробовать копнуть глубже и понять, что за ней скрывается. Предположим, вам не хватает внимания. С чем это связано? Возможно, у вас мало друзей, а вы хотели бы больше? А может быть, вам недостаточно внимания к себе как специалисту, так как ваша карьера стагнирует? Или все еще глубже, например, вы ощущаете потерю контакта с самим собой, а тогда другие постоянно нужны, чтобы подтверждать ваше существование?
Потом идет работа с восполнением личностных дефицитов. По мере того, как у вас будут появляться более устойчивый контакт с собой, навыки самоподдержки и новые сферы для самореализации, навязчивая необходимость фотографирования и выкладывания себя в сеть может отпасть.
В случае, если речь идет о ситуации, когда эта тема полностью захватывает вашу личность (например, вы продолжительное время плохо спите, не воспринимаете себя без улучшающих фильтров, корите себя за любые недостатки внешности в реальности, испытываете непереносимую тревогу, если не имеете доступа к социальным сетям), не бойтесь обратиться к специалисту по психическому здоровью. Это может быть психолог, врач-психотерапевт или психиатр.
Фото: Unsplash, Pexels.