Отпусти и забудь. Почему Голливуду пора отказаться от бесконечных франшиз
Отчего оригинальных блокбастеров стало так мало
С началом XXI века в киноиндустрии произошел сдвиг от самостоятельных произведений к сериям, которым тесно даже в рамках трилогии. Да, франшизы существовали и раньше, но они умещались в несколько частей и не расширялись по мегаломанских размеров. В нулевые же все изменилось.
Вспомнить хотя бы «Гарри Поттера» — экранизация книг про мальчика, который выжил, выходила на протяжении десяти лет, причем с каждой следующей частью увеличивался производственный бюджет и, соответственно, кассовые сборы. Студии Warner Bros. было заранее известно, что очередной «Гарри Поттер» станет одним из крупнейших релизов года.
Примерно в то же время Голливуд нащупал новую золотую жилу — кинокомиксы. Первые фильмы о «Людях Икс» и «Человеке-пауке» доказали, что массовый зритель охотно идет в кино на супергероику. Более того, благодаря причастности к популярной серии, финансового успеха добивались даже откровенно слабые ленты. Например, тепло принятый «Человек-паук 2» собрал в мире 788 миллионов долларов, а разруганный фанатами и критиками «Человек-паук 3» еще больше — аж 894 миллиона долларов.
Как Marvel Studios изменила Голливуд
В 2008 году произошло, пожалуй, одно из важнейших событий современного Голливуда: в мировой прокат вышел «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим. Картина о супергерое не первого эшелона Marvel получилась отличным попкорн-муви: с качественным экшеном, харизматичным главным героем и смешными шутками. В мировом прокате фильм собрал 586 миллионов долларов — не рекордный, но очень хороший результат.
Зрители, случайно оставшиеся в зале после титров «Железного человека», к своему удивлению, увидели полноценную дополнительную сцену, в которой загадочный мужчина с повязкой на глазу рассказывает Тони Старку о «Мстителях».
Так Marvel Studios пообещали поклонникам не только снять продолжение истории Железного человека, но и перенести на большие экраны другие комиксы, при этом связав их в единый сюжет. Одной лишь амбициозной затеи было достаточно, чтобы повергнуть индустрию в шок: кроссоверы снимались и раньше, но ведь не такие масштабные!
Действительно, в следующие несколько лет Marvel Studios провернула невозможное: сперва Тони Старк появился в сольном фильме о Халке, затем свои часы славы получили Тор и Капитан Америка. На этом этапе их истории пересекались лишь в отдельных сценах, но и того хватило, чтобы создать ощущение единого повествования.
А в 2012-м в прокат вышли «Мстители». Вопреки скептицизму критиков и зрителей, получился замечательный экшен-фильм, каким-то образом вместивший в себя сразу шесть главных героев. Сейчас-то мы понимаем — это не предел! Картина Джосса Уидона оказалась не просто очередным громким релизом, а настоящим событием: больше полутора миллиардов долларов кассовых сборов тому подтверждение.
После успеха «Мстителей» Marvel Studios, казалось, было не остановить. Даже не самые удачные сольники о менее известных героях собирали огромную кассу. Супергеройские ленты регулярно пробивали планку в один миллиард долларов. Зрители были заинтересованы в очередном релизе еще до появления какой-либо информации, просто из-за причастности к киновселенной. Такая бизнес-модель стала объектом зависти всех голливудских студий.
Началась беспощадная гонка кинофраншиз, и она быстро вышла из-под контроля.
Жадность подростковой фантастики
Параллельно с бумом кинокомиксов другим трендом Голливуда стали экранизации книг, нацеленных на аудиторию young adult, то есть на зрителей от 14 до 20 лет. Это тема для отдельной ретроспективы, но главные представители тренда, несомненно, знакомы каждому: «Сумерки», «Голодные игры» и еще пара десятков менее успешных попыток заработать на любовных треугольниках, антиутопических сеттингах и историях про героев-избранных.
Общей чертой для всех этих серий стала тенденция, которая не нравилась, кажется, вообще никому, кроме алчных продюсеров: разделение финальной части пополам. Студии отказывались расставаться со своими золотыми гусынями, и они заставляли фанатов сходить в кино один дополнительный раз. Ведь никто не станет бойкотировать последние два фильма — желание увидеть развязку сильнее.
К счастью, однажды эта уловка сыграла со студией злую шутку. Серия «Дивергент» — еще один сюжет про юную девушку в антиутопическом мире — должна была получить, как полагается, две финальных ленты вместо одной. Вот только предпоследняя часть оказалась настолько провальной, что заключительную картину просто отменили. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев стратегия работала: например, разделенный надвое финал «Мстителей» собрал в прокате почти пять миллиардов долларов.
Как DC поспешила и людей насмешила
Глядя на невероятный успех Marvel Studios, многие студии наивно недооценили, какую роль в этом сыграл талантливый «отец киновселенной», продюсер Кевин Файги, и начали копировать сказочную бизнес-модель, не понимая, во что ввязываются.
Конечно, главный пример того, как делать не надо, — Warner Bros. и ее DCEU, расширенная киновселенная DC. После спорного, но прилично заработавшего «Человека из стали» 2013 года студия попыталась нагнать многолетний труд Marvel Studios за один фильм — «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Этот продюсерский монстр Франкенштейна слишком много на себя взял: экранизацию двух важнейших арок из комиксов, представление новой версии Бэтмена, полноценное введение в сюжет Чудо-женщины и тизер еще нескольких полноправных супергероев. Гнаться за таким количеством зайцев было заведомо плохой идеей — фильм не собрал даже заветный миллиард.
Сейчас DCEU переживает очередной перезапуск под руководством Джеймса Ганна, что иронично, звездного режиссера Marvel Studios. Вот только терпение поклонников уже на грани. Яркое доказательство тому — летний провал «Флэша».
Аналогичная катастрофа, но меньших масштабов случилась у Sony Pictures. Киностудия, безнадежно отставшая от всех современных трендов, попыталась сделать «как у Marvel» и перезапустить серию про Человека-паука с Эндрю Гарфилдом. Для этого «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» превратили в перегруженную свалку сюжетных линий. Вся эта хлипкая конструкция обвалилась — Sony пришлось сдать в аренду «Человека-паука» Marvel Studios, чтобы наконец начать зарабатывать на ценной интеллектуальной собственности.
Главный антитренд: серии ради серий
Если Marvel, DCEU и «Человек-паук» от Sony изначально располагали к «сериализации» адаптаций (поэтому ошибки вроде бы простительны), то многие современные неудачи Голливуда — своеобразное наказание за алчное желание воскресить, растянуть и навязать серии там, где они были никому не нужны. Примеров много, суть одна:
- «Терминатор» — изначально около инди-хоррор, который должен был стать дилогией. Однако продюсеры неоднократно пытались перезапустить серию, превратить ее в банальный боевик, напрочь лишенный оригинальности. Если третья и четвертая части еще имеют право на жизнь, то существование пятой и шестой вряд ли хоть как-то художественно оправданы;
- «Трансформеры» — некогда успешный блокбастер из нулевых, давно потерявший искру и своего режиссера Майкла Бэя. Зрители уже не могут вспомнить, почему они смотрели первые части серии: попытка перезапуска ожидаемо потерпела фиаско;
- «Индиана Джонс» — любимая приключенческая серия из 80-х. Вот только с тех пор постарела не только она, но и ее аудитория, сосредоточенная преимущественно в США. Итог — кассовое крушение «Колеса судьбы» летом 2023-го;
- «Форсаж» — безумный боевик с эпизодическим участием автомобилей. За десять частей успел утомить даже самых преданных поклонников. Хотя серия все еще прилично собирает в прокате, она постепенно уходит на покой: девятый и десятый эпизоды заработали в два раза меньше седьмого и восьмого;
- Киновселенная Marvel — «Или ты умираешь героем, или ты живешь достаточно долго, чтобы стать злодеем». Никто не знает, зачем смотреть новые фильмы франшизы после завершения сюжета с Таносом и роспуска оригинальных «Мстителей». Былые заслуги не способны удержать стремительно уменьшающийся интерес зрителей. Отчасти именно поэтому планка в миллиард долларов покорилась только одной картине — «Человеку-пауку: Нет пути домой», собравшему под одной крышей всех Спайдерменов.
Что будет дальше?
Ответить на этот вопрос пока невозможно. Понятно лишь то, что крупнейшим студиям предстоит пересмотреть свои приоритеты, выбросить все чертежи и придумать новые бизнес-модели.
Старые, судя по стремительно уменьшающимся кассовым сборам гигантских франшиз и параллельному успеху «Барби» и «Оппенгеймера», теперь не работают. После двадцатилетней одержимости франшизами вернуться в строй и вспомнить, как создавать оригинальное кино, конечно, будет сложно, но иначе никак.
В материале статье использовались кадры из фильмов.