«Падение дома Ашеров» и еще 7 готических фильмов по Эдгару По
«Падение дома Ашеров», реж. Майк Флэнаган, Майкл Фимоньяри, 2023
Однако рано или поздно каждый из них становится жертвой злого рока. Родерик, пытаясь выяснить, почему все его наследники умирают, анализирует прошлое и приходит к выводу, что к трагедиям может быть причастна женщина, с которой он много лет назад заключил сделку.
Над мини-сериалом по мотивам рассказа Эдгара По работали Майкл Фимоньяри и Майк Флэнаган, удачно экранизировавший хоррор-романы «Доктор Сон» и «Игра Джеральда» Стивена Кинга. Большинство проектов Флэнагана рассказывают истории о дисфункциональных семьях, скелетах в шкафах, родовых проклятиях и жизни после смерти, и «Падение дома Ашеров» — не исключение. Сериал — этакий симбиоз «Семейки Аддамс» и «Наследников»: он сохраняет готическое обаяние рассказа По и основывается на вечной теме одержимости властью и цене, которую приходится за нее платить.
«Падение дома Ашеров» порадует поклонников писателя еще и потому, что каждый эпизод переосмысляет одно из его произведений. Режиссеры цитируют «Маску Красной смерти», «Сердце-обличителя», «Убийство на улице Морг», «Колодец и маятник», «Ворона» и другие работы По. Сериал, который уже можно посмотреть в сети, благосклонно принят критиками: 92% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
«Воронья лощина», реж. Кристофер Хаттон, 2022
1830 год. Писатель Эдгар Аллан По учится в Военной академии США в Уэст-Пойнте. Однажды, гуляя по окрестностям вместе с другими кадетами, он натыкается на распятый труп мужчины. Эдгар предлагает отвезти тело в ближайшее поселение, чтобы похоронить его на местном кладбище. Так друзья оказываются в городке Воронья Лощина, где происходит череда пугающих событий, которые вдохновят По на будущие произведения.
Режиссер Кристофер Хаттон неслучайно превращает героя в сыщика-любителя, раскрывающего ритуальные убийства, — позднее тому суждено стать родоначальником детективного жанра.
Появление таинственной черной птицы, встреча с возлюбленной Линор и всплывающее в разговорах слово nevermore связаны с поэмой «Ворон», отразившей тоску писателя по умершей жене. Из других узнаваемых сюжетов его рассказов — безумный мужчина, выкапывающий трупы и расчленяющий их, стучащее сердце мертвеца и реинкарнация погибшей девушки.
Хоррор не только бережно переосмысляет наследие писателя, но и создает его психологический портрет: он предстает человеком с зависимостями, страдающим галлюцинациями и неспособным отличить фантазии от реальности.
«Обитель проклятых», реж. Брэд Андерсон, 2014
Англия, 1899 год. Молодой выпускник Оксфорда Эдвард Ньюгэйт устраивается в психиатрическую больницу «Стоунхерст», где проходят лечение члены влиятельных семей.
Молодой доктор пытается разобраться в особой методике эксцентричного главврача и приходит к выводу, что все пациенты совсем не те, кем представляются.
За основу «Обители проклятых» Брэд Андерсон взял рассказ По «Система доктора Смоля и профессора Перро» и расширил историю, ограниченную несколькими страницами. Значительная часть повествования строится вокруг прошлого и будущего пациентки психиатрической больницы Элизы Грейвс, сыгранной Кейт Бекинсейл. Девушке ставят несуществующий диагноз «истерия», что лишний раз подчеркивает уничижительное отношение психиатров к женщинам в конце XIX — начале XX века.
Остальных персонажей Андерсон также не делит на здоровых и страдающих ментальными расстройствами — в любой момент они могут поменяться местами, как в «Острове проклятых» Скорсезе, и в этом заключается главная интрига триллера. Картину частично снимали в королевском дворце «Врана» в Болгарии, что обеспечило ей мрачную эстетику.
«Гробница Лигейи», реж. Роджер Корман, 1964
После смерти обожаемой супруги Лигейи ученый-египтолог Верден Фелл долгое время пребывает в отчаянии. Но однажды во владения вдовца забредает заблудившаяся леди Ровена Тревеньон. Фелл влюбляется в нее без памяти и женится. Вот только брак не приносит счастья. Во время сеанса гипноза Ровена почему-то делится воспоминаниями Лигейи о детстве, а в аббатстве начинает твориться всякая чертовщина.
Король фильмов категории «Б» Роджер Корман на удивление успешно экранизировал восемь произведений Эдгара По, включая «Падение дома Ашеров», «Маску Красной смерти» и «Ворона». Хоррор «Гробница Лигейи» снят сразу по двум рассказам — «Лигейя» и «Черный кот».
Режиссер рассказывает леденящую душу историю о призраках прошлого, пугая зрителя настораживающими звуками и гнетущей атмосферой старинного аббатства. Мистика долгое время остается за кадром, но на нее зловеще намекают странные фразы, брошенные новой женой главного героя, и внезапные появления инфернального черного кота.
Центральный женский персонаж, присутствие которого ощущается повсюду даже после смерти, благодаря стараниям автора получился более загадочным и сложным, чем в рассказе. Увлекавшаяся оккультизмом Лигейя кажется могущественной ведьмой, а от ее дьявольской красоты бросает в дрожь. Стивен Кинг считает эту экранизацию одним из лучших образцов жанра ужасов.
«Два злобных глаза», реж. Дарио Ардженто, Джордж А. Ромеро, 1990
Фильм состоит из двух частей. В первой Джессика мечтает поскорее избавиться от тяжело больного мужа-миллионера. Вместе с любовником она разрабатывает план по отправке супруга на тот свет, но идее не суждено сбыться — пожилой мужчина превращается в зомби и открывает охоту на жену и ее возлюбленного. Во второй части фоторепортер Родерик Ашер убивает супругу и замуровывает ее в стене дома вместе с любимой черной кошкой, а у той, как известно, девять жизней.
В первой части легко усматривается влияние Ромеро, основоположника фильмов о зомби: героев преследует живой мертвец, с которым они оказываются в изоляции. По версии режиссера, «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» — безжалостная сатира на общество, привыкшее устраивать свою жизнь за счет эксплуатации других.
Во второй же части Ромеро уступает место Дарио Ардженто, одному из главных авторов итальянских джалло. Ультранасилие, сомнамбулический бред и предчувствие торжества правосудия — основные черты этой новеллы, представляющей собой сочетание «Кроваво-красного» и «Феномена» с готическими нотками классики По. Острые, как огромный нож в руках убийцы, ощущения во время просмотра гарантированы.
«Между», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 2011
Писатель Холл Балтимор переживает творческий кризис. В поисках вдохновения он отправляется в городок Суон-Вэлли, где загадочным образом погибла девушка-подросток. Инцидент побуждает Холла написать новую книгу. Ночью ему является призрак той самой девочки и рассказывает об убийстве других детей, произошедшем много лет назад. Тогда писатель берется за расследование запутанного преступления.
«Между» — самый необычный фильм Фрэнсиса Форда Копполы. Режиссер готического «Дракулы» вновь размышляет о бессмертии, на сей раз воплощенном в фигуре Эдгара По, который периодически является главному герою и служит проводником в потусторонний мир. Коппола не экранизирует какое-то конкретное произведение писателя, а пользуется отдельными элементами его творчества. Здесь и призраки девушек, ставших жертвами мужчин-тиранов, и пугающий образ колокольни с семью циферблатами, и жуткие истории о людях, замурованных в стенах, и лихо закрученная детективная линия.
В «Между» режиссер не стремится исследовать работы писателя. Вместо этого он предлагает отправиться в сновиденческое путешествие по их мотивам. И это точно заслуживает внимания.
«Дом Ашеров», реж. Роджер Корман, 1960
Юноша из Бостона Филип Уинтроу наведывается в возвышающийся на холме особняк Ашеров. Он хочет забрать с собой Мадлен, сестру владельца поместья, с которой они помолвлены вот уже несколько месяцев. Старший брат девушки, не одобряющий этот брак, сообщает скорбную весть: по преданию, все члены семьи Ашер погибнут из-за родового проклятия. Страшная участь не минует и Мадлен.
Лента отличается гротескным готическим стилем, который в будущем унаследует Тим Бертон. Викторианский особняк проклятого семейства окутывает густой туман, портреты предков на стенах вселяют ужас, а фамильный склеп и вовсе выглядит как портал в загробный мир – недаром после его посещения героев преследуют видения о мертвецах.
Кэмповая хоррор-эстетика пронизывает каждый кадр, а родословная Ашеров, оказывается, состоит сплошь из преступников и маньяков, прямо как в «Техасской резне бензопилой». Неожиданный взгляд на самое известное произведение По позволил картине получить культовый статус.
«Маяк», реж. Роберт Эггерс, 2019
Действие происходит в 1890-е в Новой Англии. Молодой мужчина Эфраим Уинслоу устраивается помощником смотрителя маяка Томаса Уэйка. Между ними вспыхивает конфликт поколений, который со временем приобретает угрожающие масштабы. Но, чтобы пережить не один шторм, героям все же предстоит сплотиться. В то же время на побережье начинают происходить странные события.
Черно-белый неоготический фильм ужасов Роберта Эггерса ссылается на незавершенный рассказ Эдгара По «Маяк». Текст обрывается на описании героем здания маяка, где тот несет службу в одиночестве, если не считать пса по кличке Нептун. Режиссер же развивает неоконченное произведение, превращая его в притчу о грубой мужской дружбе.
Эггерс по традиции объединяет мифы с психологическими подтекстами. Лавкрафтовские «Хребты безумия», морские байки о русалках и легенды о Нептуне легко уживаются с рассуждениями об опасности пьянства и гнетущем одиночестве, рождая нечто совершенно оригинальное. Отличить вымысел от действительности будет непросто, а взрывоопасный дуэт Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо вряд ли хоть кого-то оставит равнодушным.
Фото: в подготовке материла использовались кадры из фильмов.