Первые шаги: почему изучать программирование нужно с первого класса | Город | Time Out

Первые шаги: почему изучать программирование нужно с первого класса

Мария Поворова   14 июня 2024
5 мин
Первые шаги: почему изучать программирование нужно с первого класса
Фото: unsplash, архивы пресс-служб
По мнению преподавателей ВШЭ, в XXI веке навыки моделирования и программирования становятся базовыми, как умение читать и писать. Поэтому их важно развивать, начиная со школы.

В Израиле, Сингапуре, Австралии и других странах детей знакомят с программированием уже в начальных классах. На уроках младшеклассники не только изучают азы алгоритмики, но и развивают полезные навыки: учатся рассуждать, создавать новое, работать в команде.

Какие навыки будут развиваться

На занятиях в первом-втором классах школьники учатся задавать команды и выявлять закономерности. Они обсуждают варианты достижения цели, сравнивая их между собой, подмечают ошибки друг друга. Всё это способствует развитию жёстких и гибких навыков, помогающих детям успешно справляться с учебной программой.

Алгоритмическое мышление

Уроки программирования требуют не только найти решение задачи, но и предложить кратчайший путь до него. Для этого важно проанализировать условия, оценить разные варианты достижения цели и выбрать оптимальный.

Привычка находить и сравнивать разные способы получения результата и, исходя из ситуации, подбирать лучший из них, учит школьников взвешенно принимать решения, планировать действия и распоряжаться своим временем. Внимание к деталям позволяет избежать ошибок при выполнении заданий на других предметах.


Креативность

На занятиях по программированию инструменты учеников — это команды, условия, циклы и функции. С их помощью можно решить любую предложенную задачу разными способами. При этом детей не загоняют в рамки шаблонного получения результата, напротив, приветствуют нестандартные идеи и решения. 

По мере освоения навыков моделирования и программирования дети собирают из запчастей собственных роботов, прописывают для них инструкции и даже создают игры или мультфильмы. Школьники в игровой форме изучают основы математики, механики и информатики, а также развивают творческое мышление, необходимое инженерам, изобретателям, разработчикам, писателям и представителям других профессий. 


Умение концентрироваться 

Целенаправленно работая над проектом, например, собирая робота для конкурса или создавая мультфильм с помощью кода, школьник концентрируется на определённом задании — он хочет довести дело до конца.

Не всё получается с первого раза. Для некоторых задач приходится предлагать много вариантов решения и иметь дело с неизбежными ошибками. При этом детям важно справиться с заданием и увидеть результат. Это мотивирует их экспериментировать и помогает справиться с разочарованием из-за возможных неудач.


Работа в команде

Решая логические головоломки и создавая игры и мультфильмы, дети делят большой проект на маленькие этапы и планируют работу над ними. Это помогает избежать растерянности перед новым заданием: когда понятно, что и в какой последовательности делать, легче начать действовать.

Привыкая пробовать разные сценарии решений, ребёнок воспринимает ошибки как часть процесса. Если он получит плохую оценку, то не будет сильно расстраиваться, и постарается как можно быстрее её исправить. Более того, неудача не заставит его сомневаться в себе и своих способностях. 

Преподаватели отмечают, что дети, занимающиеся программированием, внимательны к мелочам. Они аккуратно следуют инструкциям: понимают условия задачи и держат их в уме во время работы над ней.

Кроме того, такие занятия мотивируют ребят заниматься математикой и английским. Они видят, как полученные знания можно использовать в своих проектах, и с большей охотой тратят время на выполнение домашних заданий.


Как познакомить детей с программированием — от курсов до настолок

Обучение программированию в начальных классах, как правило, выстраивается в формате edutainment, или Code for fun. Это означает, что вместо заучивания теории, дети занимаются на игровых тренажёрах, решают логические задачи, собирают роботов из конструктора. 

Геймифицированные курсы

Осваивать новое в интерактивной форме веселее и эффективнее. Если ребёнок не думает о сложности дисциплины, а воспринимает процесс, как игру и помощь герою-роботу, его продуктивность повышается в разы. Вместо скучных уроков можно пройти курс по программированию с ровером Робом. Курс разработан Яндекс Учебником и доступен с подпиской Яндекс Плюс с опцией «Детям». Тренажёр с игровыми миссиями и простыми командами учит детей программировать и формирует полезные навыки: умение мыслить логически, искать оптимальные решения задач и грамотно обосновывать свой выбор. 

В пробном уроке курса робот-доставщик должен сообщить пингвину новость

Конструкторы

Собирать роботов можно и дома. Российские и зарубежные производители предлагают наборы разной сложности для самостоятельного моделирования. Они состоят из пластиковых или металлических элементов, датчиков, платы, проводов и инструкции с подробным описанием хода работы. Готовые роботы можно заряжать через USB-кабель, а управляют ими с помощью смартфона через Bluetooth.

Наборы для моделирования от производителя Arduino

Для любителей робототехники Lego запустили серию Mindstorms. Это конструктор из привычных блоков с программируемыми модулями. Модели Mindstorms двигаются, выполняют задания, реагируют на звуки, движения, температуру. При этом ребёнок может комбинировать детали из разных наборов и воплощать собственные идеи.

Lego предлагает как полноценный набор, так и дополнительные детали к нему

Настольные игры

Прокачать алгоритмическое мышление, научиться просчитывать ходы и строить гипотезы помогают настольные игры — как привычные шахматы, так и специально созданные тренажёры. Например, карточки с заданиями Brainy Trainy от «Банды умников» познакомят с блок-схемами, алгоритмами, циклами и основами комбинаторики.

Brainy Trainy — это 80 карточек с заданиями на алгоритмы, циклы, блок-схемы, условия «ложь-истина», закономерности и комбинаторику

Игра «Прогеры» того же производителя — это стратегия, в которой участники управляют вездеходом, путешествующим по другой планете. Программа для него составляется из карточек-команд: игроки должны дойти до цели, собрать образцы для исследований и доставить их в лабораторию.

Популярную игру «Шакал» тоже можно назвать алгоритмической. В ней игроки-пираты пытаются собрать как можно больше сокровищ. Путь до них задаётся карточками с действиями. Участники продумывают план захвата сокровищ, побеждает тот, чей путь до цели оказывается короче других.

Чем младше ребёнок, тем проще его чем-либо заинтересовать, в частности программированием. Для этого нужно лишь использовать интересные способы и удобные и понятные механики.