«Пламенеющее искусство» и креативный фолк: зачем ехать в Никола-Ленивец на Масленицу
Как «Никола-Ленивец» стал родиной большого огня
Парк «Никола-Ленивец» можно назвать культурным проектом-долгожителем. Впервые о необычной арт-деревне заговорили более 20 лет назад, когда переехавший туда художник Николай Полисский, решивший отойти от традиционной техники, придумал свой первый арт-объект в ландшафте, который назвал «Снеговики». Он представлял собой легион из 220 снежных фигур на склоне реки Угры. Лепить их помогали односельчане Полисского, вначале принявшие это предложение за шутку. «Снеговиков» часто называют дебютом чистого ленд-арта — или русского ленд-арта, как говорят в Никола-Ленивце.
Затем здесь построили 10-метровую «Сенную башню», она стояла год, ее ели коровы, но осилить 25 тонн сена не так-то просто — инсталляция начала гнить. Разбирать ее не стали, просто сожгли. Жителей это настолько вдохновило, что большой костер решили сделать регулярным и приурочить его к празднованию Масленицы.
Прошло время, и парк стал меккой ценителей современного искусства и неторопливого отдыха на природе. В год «Никола-Ленивец» посещает более 250 тысяч человек, которые приезжают и чтобы посетить фестивали и празднества, и чтобы отдохнуть вдали от суеты.
По словам управляющего партнера парка и продюсера «Масленицы» Ивана Полисского, за несколько дней до события команда проводит испытания элементов, использующихся в поджоге, — это делается для безопасности. А на всю подготовку к празднику уходит около полугода.
Что будут жечь в этот раз
В разные годы в парке на Масленицу жгли «Медиабашню», «Байконур», «Градирню», «Пирамиду», «Бастилию» и «Вавилонскую башню». В этот раз огню отдадут сложенную из березовых веток и сена 22-метровую «Черную гору», напоминающую вулкан. Создатель идеи — Константин Фоминов, местный житель и соавтор многих работ Николая Полисского, который работает с ним уже больше десяти лет. Архитектор — Екатерина Полякова, уже работавшая в 2022 году над инсталляцией «Вавилонская башня».
«Гору» можно будет не только оценить со стороны, но и изнутри: импровизированный «дымоход», по периметру которого закручивается лестница, приведет на вершину. По пути можно останавливаться на трех смотровых площадках с видом на заснеженные поля Никола-Ленивца.
Идея конкурса для выбора арт-объекта появилась не сразу: по словам Николая Полисского, первое время все работы создавал он сам.
«Когда мы только развивали проект «Никола-Ленивец» и никто о нем еще не знал, я создавал все работы сам. Потом художники и архитекторы начали проявлять большой интерес к нашим мероприятиям, и мы стали проводить конкурсы, чтобы выяснить, кто будет работать над будущими инсталляциями. Так что каждая наша «Масленица», кроме последней, проводилась по конкурсному отбору. В прошлом году мы задействовали ту же команду, что и в позапрошлом, — было много талантливых ребят. Сейчас команда, которая работала над «Масленицей», набралась достаточно опыта, чтобы организовывать все самостоятельно: Костя Фоминов выступил как лидер и замечательно все продумал. Мы декларируем народное искусство, так что я рад, что он работает с новыми авторами. Это все удивительно органично».
Своей команде Николай Полисский доверяет на сто процентов. Главное для художника — смысл каждой новой скульптуры. Сожжение инсталляции на Масленицу — это не просто дань традиции, а нечто большее, несущее в себе идею и обладающее художественностью и наполненностью.
«Меня часто спрашивают, какой смысл я вкладываю в сожжение чего-то на Масленицу. На самом деле, я сторонник “огненной скульптуры”. Когда мне задают вопросы: “А что вы сжигаете? Что будет в этот раз?” это равносильно тому, чтобы спросить, какую жертву мы приносим. Но я не смотрю на это так. Каждый раз, когда я выбираю скульптуру, мне хочется увидеть новый вариант арт-объекта и огненной инсталляции».
Как идет стройка
Собрать такой объект — дело непростое. На постройку уходит три месяца, команда из 18 человек работает при любой погоде. В основе конструкции — сено, березовые ветки, еловые столбы и верхушки деревьев. Специально ничего не рубят и не уничтожают — в дело идут только отработанные и ненужные материалы. Объемы поражают воображение — всего в строительстве уже использовано 180 тюков сена в рулонах, 217 кубов веток с сельхозполей, 510 кг гвоздей, 3,5 км проволоки, 97 кг саморезов по дереву, 370 кг сухостоя и еще много других материалов.
Каким будет сожжение
Сожжению в «Никола-Ленивце» уделяют особое внимание — оно должно быть не просто эффектным. Пламя здесь уважают на правах соавтора, ведь то, каким на самом деле должен быть объект, зрители увидят именно в момент горения. Как закружится огонь, каким будет дым, куда полетят искры, предугадать заранее невозможно. Главная задача — довериться силе стихии.
Сценарий поджога в 2024 году повторяет реальное извержение вулкана — с черным дымом из жерла, искрами и пеплом из кратера и сходом огненной лавы. «Пламенеющее искусство», созданное человеком при помощи природы, — явление редкое, поэтому так важно увидеть его собственными глазами.
Предварять костер будет перформанс от Олега Жуковского и «Сибирской Академии Счастья». Приехав чуть пораньше, можно будет купить деревянные сувениры на ярмарке, попробовать блины и согревающие напитки, а также испытать себя в забавах в «Никола-Ленивецком городке поддержки и соучастия». Все игры здесь проходят в декорациях из мини-копий арт-объектов прошлых лет. За каждую победу можно получить «блинкоины» и обменять их на горячие блины.
У события есть условие: всех гостей «Масленицы» команда «Никола-Ленивца» просит подготовиться заранее, придумав необычный костюм. В этот раз действует дресс-код «Креативный фолк», но полет фантазии никто не ограничивает — можно нарядиться хоть русалкой, хоть космонавтом. Главное — выделиться из толпы и как следует повеселиться.
Если костюм подготовить не успеете, помогут на месте — на специальном мастер-классе покажут, как создать необычный образ из сена, веток и лапника. Отслуживший свое наряд из природных материалов можно будет бросить в догорающие угли.
Билеты распроданы — но есть трансляция
Чтобы своими глазами увидеть «пламенеющее искусство», посетители бронируют места еще за год до события. Все билеты на «Масленицу» были распроданы за 1,5 месяца до нее, но благодаря системе возврата иногда они снова появляются на сайте — проверяйте регулярно. Если билет получить так и не удалось, за большим костром можно наблюдать из любой точки мира. Для этого достаточно зарегистрироваться на прямую онлайн-трансляцию. Она начнется 16 марта в 17:00.