Плюшевые мишки на линии фронта: 6 театральных премьер декабря
«Священный талисман» в ЦИМе
Где: Центр им. Мейерхольда
Когда: 14 декабря
Балерина из ткани и булавок, плюшевый мишка, солдатик, белая козочка из еврейской колыбельной — таких героев можно встретить в постановке Михаила Плутахина, соединившей приемы предметного театра, кино и саунд-дизайна. Бессловесный и почти бессюжетный спектакль-воспоминание сталкивает образы детства и образы войны, заставляя вспомнить другой лирический анимационный шедевр — «Сказку сказок» Юрия Норштейна.
«Заповедник»
В центр своей самой известной повести Довлатов поместил свое альтер эго — писателя Бориса Алиханова, отправляющегося на работу экскурсоводом в усадьбу Михайловское. Описанный Довлатовым сказочно-абсурдистский мир пушкинского музея стал «энциклопедией русской жизни» 1970-х, а его персонаж — одним из череды мятущихся героев позднесоветской литературы. В постановке Игоря Теплова на основной сцене Театра им. Пушкина главного героя по очереди играют Владимир Жеребцов и приглашенный на эту роль Павел Баршак.
«На острове Сальткрока»
Под занавес года Театр Наций представляет премьеру спектакля для всей семьи по повести шведской сказочницы Астрид Линдгрен. По сюжету семья в составе папы-вдовца, взрослой дочери и трех сыновей снимает заброшенную дачу на острове в Балтийском море, чтобы провести лето подальше от цивилизации. Мастер детского театра Полина Стружкова и команда «Творческого объединения 9» в этом спектакле знакомят маленьких зрителей с предметами прошлого: бобинным магнитофоном, диапроектором, часами с кукушкой, а также учат их бережному отношению к четвероногим — постановка завершается интерактивным уроком от центра реабилитации животных «Юна».
«Месяц в деревне»
Сайт МХТ предупреждает: в спектакле используется натуральное сено, способное вызвать обострение аллергии. Так что в том, что сцена Художественного театра обретет атмосферу деревни, сомневаться не приходится. Режиссер Егор Перегудов заявляет, что текст пьесы сокращен и перемонтирован, но обещает сохранить свойственные Тургеневу психологические «кружева». В ролях Александр Усов, Наталья Рогожкина, Эдуард Чекмазов, Александр Семчев, Станислав Дужников и другие.
«Остров рабов»
Этой постановкой молодого режиссера Аси Князевой комедия Мариво дебютирует на российской сцене, если не считать фестивальных показов легендарного миланского спектакля Джорджо Стрелера. После кораблекрушения двое господ и двое слуг оказываются на острове, населенном потомками рабов, когда-то бежавших из Афин. Выжившим предлагается поменяться ролями: господам стать слугами и наоборот. Этот обмен приводит не только к комическим ситуациям, но и заставляет переосмыслить привычное социальное устройство.
«(Не)смешно»
Рассказы Чехова ставятся, конечно, реже его пьес, но любимы постановщиками и зрителями не меньше — в первую очередь за юмор и яркие характеры. Режиссер Александр Марин соединил сюжеты в одну канву с помощью театральной рамки: Арина Долгих играет девушку, которая случайно попала за кулисы, но влюбилась в театр и стала примерять на себя роли чеховских героинь. Кроме прочего, этот спектакль дает прекрасный шанс увидеть свежие силы «Табакерки» — выпускников Театральной школы Табакова, в этом сезоне принятых в труппу.