Портрет Дали и европейская анимация: что посмотреть в кино на майских праздниках
«Спящие псы»
Бывшему детективу Рою Фримену приходится несладко. Когда-то он был одним из лучших, а теперь прозябает в своей тесной квартирке. Все из-за болезни Альцгеймера — Рой испытывает проблемы с памятью и вынужденно расклеивает подсказки по всему дому (до тела, как в «Помни» у Нолана, дело пока не дошло). Однажды в квартире раздается звонок: Роя просят вернуться к старому делу. Приговоренный к смертной казни парень рассказал, что не совершал убийство в роковой вечер много лет назад. Детектив вновь погружается в расследование, но уже совсем в другом состоянии.
Главный магнит «Спящих псов» — имя Рассела Кроу на постере. Правда, притянуть он едва ли сможет: триллер получился своего рода пожилым нуаром на издыхании, обрюзгшим, неловко обращающимся к канонам жанра, а иногда и вовсе закрывающим на них глаза. Да и о болезни Альцгеймера приходится вспоминать только из диалогов — концептуально фильм не пользуется своей главной фишкой. Муторное расследование в итоге приходит к самому простому и очевидному решению, о котором вы, вероятно, догадаетесь еще в самом начале. Так что «Спящие псы» подойдут лишь для того, чтобы скоротать праздничный вечер, погрузившись в воспоминания о любимом жанре, — на большее лента не способна.
Оценка Time Out: 2/5
«Всемирный потоп»
На Лондон обрушивается сезон дождей, причем непростых — столицу Великобритании затапливает и буквально смывает с лица Земли. Вынужденная бежать от катастрофы с новорожденным ребенком на руках девушка отправляется в далекие неизведанные края, где встречает самых разных людей. Кто-то ей помогает на пути, а кто-то пытается вставить палки в колеса. Но мечты о спокойствии и воссоединении с любимым мужем дарят ей надежду на то, что когда-то это безумие закончится.
Хребет фильма, к сожалению, затопило напрочь. Звездный каст — Джоди Комер, Бенедикт Камбербэтч, Кэтрин Уотерстон, Марк Стронг — фактически растрачивает свое актерское время впустую. Им попросту нечего играть: на фоне отсутствующего внешнего врага (апокалиптичных кадров вы почти не увидите) они вырисовывают довольно плоские и быстро исчезающие из памяти образы, появляясь на экране на считанные минуты.
Кажется, большего не позволяет материал, пострадавший от рук отечественных локализаторов. Фильм основан на романе Меган Хантер с очень поэтичным названием «Конец, с которого мы начинаем», но в российском прокате получил неброское название «Всемирный потоп». Как бы сказали в футбольных кругах: замах на рубль — удар на копейку.
Оценка Time Out: 2/5
«Память»
Сильвия в исполнении Джессики Честейн — мать-одиночка с ворохом травм за плечами. Она боится мужчин, не разговаривает с матерью и страдает из-за инцидента, произошедшего много лет назад на выпускном. Как назло, на вечере встреч она видит того самого Сола, который когда-то надругался над ней. Оказывается, он страдает прогрессирующей потерей памяти и, как и Сильвия, испытывает острое чувство одиночества. Со временем они понимают, что прошлое обманчиво, и цепляются друг за друга в настоящем.
«Память» снял мексиканский постановщик Мишель Франко, чьи фильмы стабильно попадают в основные конкурсы крупнейших фестивалей и получают призы. Не обошлось без награды и в этот раз — Питеру Сарсгаарду вручили Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. На этот раз в поле зрения режиссера попали сразу две перекликающиеся проблемы: деменция и ужасы прошлого, фатально влияющие на настоящее. Сол не помнит ничего, Сильвия помнит все — из общего у них только беспросветное одиночество, которое и становится самым сложным испытанием.
Франко с присущим себе художественным аскетизмом дистанцируется от героев и помещает их в несколько искусственную среду метафор — каждая травма, каждое решение одного из влюбленных так или иначе отражается в другом. В этом чувствуется ремесленнический подход — самобытного автора за Франко разглядеть пока непросто, — но «Память» все равно достигает зрительских сердец, не в последнюю очередь благодаря талантливому дуэту Сарсгаарда и Честейн.
Оценка Time Out: 3/5
«Марс Экспресс»
2200 год, два детектива с Марса, Алин Руби и ее напарник-андроид Карлос Ривьера, выслеживают студентку-хакера, обошедшую систему безопасности управления роботами и снявшую с них все этические ограничения. Но в этой погоне за талантливой айтишницей участвуют и более влиятельные люди, которые намереваются изменить образ будущего.
Европейская авторская анимация, особенно та, что доходит до Канн, нередко оказывается маленьким шедевром — вспомните хотя бы «Я потеряла свое тело» Жереми Клапена. «Марс Экспресс» снят другим французом по имени Жереми — Переном, на протяжении всей своей карьеры методично исследующим и рисующим необычные миры. На этот раз его заинтересовали проблемы абсолютно азимовские: восстание машин, будущее искусственного интеллекта, этические споры между человеком и роботом.
Здешний мир похож на развитую футуристическую киберпанк-вселенную «Бегущего по лезвию». Визуально «Марс Экспресс» прекрасен, однако большего лента предложить не может: андроиды опять обретают сознание, на этот раз благодаря талантливым хакерам, и бунтуют против всего человеческого. Сюжет стар как мир, да и Перена больше интересует жанр — бодрые погони и перестрелки, нежели погружение в азимовщину, поэтому следить за сюжетными перипетиями не слишком интересно, а временами и вовсе мучительно.
Оценка Time Out: 3/5
«Даааааали!»
Начинающая журналистка готовится взять интервью у эксцентричного художника Сальвадора Дали. Но сделать это не так уж и просто: своевольному автору то нужна бутылка с газированной водой, то интервью должно записываться на камеру, то камера его не устраивает — причины для отказа он находит моментально. И все же записать интервью у них получится, но когда, как и в какой из реальностей живописца, неизвестно даже ему самому.
Пожалуй, Квентин Дюпье — идеальная кандидатура для съемок фильма о сюрреалисте Дали. Как и картины художника, необычные ленты режиссера, напоминающие то ли детские фантазии, то ли чьи-то больные сны, всякий раз оставляют зрителя с одним-единственным вопросом: «А что это было?»
Абсурд заложен уже в названии. Юмор построен на бесконечных повторах и ложных финалах. Вот Дали идет по коридору целую вечность, а вот священник рассказывает сон, который продолжается после, казалось бы, логичного финала — это едва ли не лучше всего описывает эксцентричную натуру художника, отраженную не только в его работах, но и в публичном образе. Парадоксы, из которых соткана комедия Дюпье, помогают нарисовать портрет Дали гораздо ярче, чем прошлогодний прямолинейный байопик с Беном Кингсли в главной роли.
Правда, за 77 минут хронометража структура «Даааааали!» может вывести из себя даже самого стойкого зрителя — такого количества ложных финалов и разновозрастных версий одного и того же персонажа едва ли можно встретить где-либо еще.
Оценка Time Out: 3/5