«Пять ночей с Фредди» — как хоррор-феномен добрался до кино
Гениальный ход от разработчика провальных христианских игр
У серии Five Nights at Freddy’s — или, как ее чаще называют поклонники, FNAF — интересная история происхождения. Разработчик Скотт Коутон несколько десятилетий создавал простые и безобидные приключенческие игры с христианским подтекстом. Все они были коммерчески провальными — это даже вызвало у Коутона кризис веры.
Очередная разработка, симулятор строительства Chipper and Sons Lumber Co., получила разгромные рецензии. Критики сошлись во мнении, что антропоморфные персонажи-звери выглядели пугающе неестественно и двигались, как роботы. Вместо того, чтобы еще сильнее разочароваться в профессии, Скотт вдохновился этими отзывами и создал свой magnum opus.
В августе 2014 года, после шести месяцев работы, Коутон выпустил Five Nights at Freddy’s. В отличие от предыдущих игр, «Фредди» была настоящим хоррором. Если в Chipper and Sons Lumber Co. большие прямоходящие звери получились жуткими ненамеренно, то в Five Nights at Freddy’s они пугали игрока нарочно.
Действие игры разворачивается в семейном ресторане Five Nights at Freddy’s, явно вдохновленном некогда популярной в США сетью пиццерий Chuck E. Cheese. Главный герой — ночной сторож Майк Шмидт, только что устроившийся на новое место работы. Каждую смену ему угрожает смертельная опасность: по сюжету зверям-аниматроникам разрешено свободно бродить по пиццерии ночью, чтобы поддерживать в движении их сложные механизмы. Вот только программная логика маскотов, мягко говоря, проблемная: если ночью они встретят человека, то подумают, что это лишь эндоскелет аниматроника, который срочно нужно починить. Другими словами, пойманного незнакомца ждет жуткая и болезненная смерть.
Во время смены Шмидт оказывается беззащитным. Он вынужден сидеть в офисе охраны и наблюдать за передвижением жутких зверей через камеры. Майк может выборочно включать свет и закрывать двери, временно изолируя роботов, — но за каждое такое действие расходуется ограниченный запас электричества. Если герой не уследит за одним из аниматроников, тот вломится в офис и закончит процесс пугающим скримером. Цель игры — дожить до конца смены.
Релиз Five Nights at Freddy’s обернулся успехом: критики восхищались дизайном персонажей и атмосферой, а геймеры скупали миллионы копий FNAF. Так экспериментальная игра положила начало огромной франшизе.
FNAF — больше, чем просто игры
После успеха дебютного хоррора Коутон выпустил несколько продолжений, которые сохраняли суть оригинала, показывали новые дизайны уже известных аниматроников и добавляли других механических монстров — сейчас их больше сотни.
Но успешные игры — лишь верхушка айсберга. По Five Nights at Freddy’s выпускали книги, дополняющие и расширяющие мифологию зловещей пиццерии, и этого было достаточно, чтобы поклонники вдохновились. Пока ютуберы и стримеры множили аудиторию FNAF, записывая видеопрохождения и реакции на скримеры, фанаты создавали самые разные произведения по мотивам хорроров. Рисунки, игрушки, костюмы, истории, книги и даже полноценные игры — поток контента поражал. Масштаб любви ко вселенной, созданной Скоттом Коутоном, сложно описать словами, но еще сложнее в это поверить.
Через несколько лет после выхода оригинальной игры значительную часть поклонников FNAF составляли люди, которые даже не играли в нее — кому-то понравился рисунок с одним из аниматроников, а кто-то влюбился в фанатскую версию игры. Еще больше людей просто наслаждались бесконечными онлайн-дискуссиями, в которых зрители и игроки по кусочкам собирали мифологию франшизы и придумывали теории, объясняющие происходящее.
Сейчас, даже если Скотт Коутон полностью отойдет от дел, это не будет иметь значения — FNAF давно превратился в самостоятельную историю.
Возможно, самый странный кинохоррор года
Учитывая, что Five Nights at Freddy’s — своеобразный культурный феномен, судьба экранизации была предрешена задолго до начала проката. Фильм, в котором звезда «Голодных игр» Джош Хатчерсон играет того самого ночного сторожа Майка Шмидта, пытается одновременно и уважить поклонников, и привлечь более широкую аудиторию. От этого возникает диссонанс: критики ругают картину, а зрители, напротив, ставят высокие оценки. Но все это, кажется, вообще не важно на фоне популярности FNAF — лента собрала более 130 млн долларов за первые выходные и превзошла и концертный фильм Тейлор Свифт, и «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. И это при том, что «Фредди» вышел на стримингах одновременно с началом кинотеатрального проката!
Посмотреть «Пять ночей с Фредди» стоит как минимум для того, чтобы познакомиться с этим поп-культурным явлением, — особенно тем, кто далек от мира видеоигр. Экранизация получилась по большей части достоверной: действие происходит в знакомой пиццерии, главные герои все те же — пугающие аниматроники и охранник. Не зря в работе над фильмом активное участие принимал сам Скотт Коутон.
Но сравнивать «Фредди» с другими хоррорами все же не стоит. Как и игра-первоисточник, картина пытается не только пугать скримерами, но и работать на семейную аудиторию: это вроде бы настоящий фильм ужасов, но по меркам жанра достаточно беззубый и бескровный. Этим он напоминает другой недавний хит Blumhouse Productions — «М3ГАН», правда, уже без явной комедийной составляющей.