Невротичный перфекционист и случайный мафиози. Самые яркие работы Пьера Ришара
Свою первую большую роль Пьер Ришар получил лишь в 33 года. Он смог стать любимцем публики, снявшись более чем в 80 лентах, однако так и не получил того профессионального признания, которого заслуживал. В день 87-летия французского актера Time Out решил выделить 5 его лучших работ.
«Игрушка» (Le jouet, 1976, реж. Франсис Вебер)
История мужчины, неожиданно для себя ставшего в прямом смысле живой игрушкой для избалованного сына влиятельного босса. Фильм содержит отчетливый социальный подтекст с критикой потребительского образа жизни, но мы помним его в первую очередь за очаровательную роль Пьера Ришара. Его открытость и искренность в отношении своего нового хозяина, а потом и друга, подкупают зрителя.
Благодаря неординарному комическому таланту актера журналист Франсуа стал хрестоматийным персонажем в кинематографе, с которого списали многие роли — см. даже наш российский «Подарок с характером».
«Укол зонтиком» (Le coup du parapluie, 1980, реж. Жерар Ури)
Уморительная пародия на фильмы о Джеймсе Бонде и криминальные итальянские картины 70-х одновременно, пропитанная черным юмором. Пьер Ришар играет незадачливого актера, который, согласившись на роль киллера в постановке, случайно стал членом мафии и впутался в криминальную историю.
Восхищает умение Ришара удержаться на грани между откровенным издевательством над жанром и драматизмом. По пятам за его героем идет настоящий убийца, и в кадре периодически возникает напряжение не хуже, чем в фильмах Альфреда Хичкока — все из-за удивительного обаяния забавного дурачка.
«Невезучие» (La chèvre, 1981, реж. Франсис Вебер)
Дуэт Вебера и Ришара подарил зрителям ряд прекрасных комедий. Компанию Пьеру регулярно составлял Жерар Депардье в расцвете своей карьеры. Так, в «Невезучих» эта парочка разыгрывает странный союз профессионального детектива и бухгалтера-неудачника, чей «талант» встревать в неудачные ситуации должен вывести на след похищенной девушки, которой тоже не везет.
Сыгравший второго героя Ришар забавляет зрителя своим невротичным перфекционизмом и уморительными, но ни к чему хорошему ни приводящими попытками взять расследование в свои руки.
«Беглецы» (Les fugitifs, 1986, реж. Франсис Вебер)
И еще один фильм от трио Ришар — Депардье — Вебер, и снова пародия на криминальные фильмы. Безработный Франсуа Пиньон (Ришар) пытается организовать вооруженное ограбление банка. Разумеется, все идет не по плану: полиция окружает его со всех сторон, и единственное, что приходит неопытному преступнику в голову — взять заложника. Им оказывается экс-бандит Жан (Депардье), который вышел на свободу после «отсидки» и собирался завязать с криминальным прошлым навсегда.
Можно в очередной раз удивиться тому, как Ришар умудряется наполнить обаянием и человечностью даже не слишком симпатичную роль. Даже преступники в его исполнении обретают шанс быть понятыми зрителем — Пиньоном движет не жажда наживы, а забота о дочери.
Пьер Ришар всегда был необычайно близок по духу зрителям стран СНГ — неудивительно, что грузинский режиссер Нана Джорджадзе заманила его в свой международный проект с участием россыпи звезд кино (от Александра Роднянского в качестве продюсера до композитора Горана Бреговича).
Ришар с удивительной теплотой играет роль знатно покутившего в молодости повара-путешественника, который случайно попадает в далекую Грузию, где находит массу приключений и свою последнюю любовь. Эта авантюрная комедия доказывает, что талант актера безграничен — он хорош и как комедийный актер, и как пожилой сердцеед.