Сергей Эйзенштейн, Софи Лорен и Брэд Питт: краткая история Московского международного фестиваля в лицах | Кино | Time Out

Сергей Эйзенштейн, Софи Лорен и Брэд Питт: краткая история Московского международного фестиваля в лицах

Дмитрий Евстратов   17 апреля 2024
5 мин
Сергей Эйзенштейн, Софи Лорен и Брэд Питт: краткая история Московского международного фестиваля в лицах
Фото: Getty Images, Легион-медиа, архив пресс-службы
С 19 по 26 апреля в Москве пройдет ежегодный международный фестиваль — один из самых старых киносмотров, проводимый с 1935 года. К старту ММКФ коротко рассказываем о его истории в лицах.

Первый кинофестиваль

В начале 1930-х кино начало постепенно переходить к звуку и собирать возле экранов все больше зрителей. Появлялись тематические общества и киноклубы, и вскоре возникла необходимость логического развития — новой ступенью сделались кинофестивали. 

Сергей Эйзенштейн

Первым в 1932 году стал Венецианский, а спустя три года, в 1935-м, в СССР при поддержке высших эшелонов власти прошел и дебютный отечественный смотр —  Советский кинофестиваль в Москве. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, а фильмом-победителем признали «Чапаева», позднее ставшего абсолютным хитом проката. 

Но первое подобное мероприятие на долгое время так и оставалось единственным. В непростые для страны времена фестиваль не проводился аж 24 года и вернулся в Москву лишь в 1959 году благодаря Екатерине Фурцевой, будущему министру культуры СССР. 


1960-е — новая жизнь ММКФ

Официальная хронология Московского кинофестиваля отсчитывается именно от смотра 1959 года, который позже был назван «оттепельным». После войны советский кинематограф пополнился новым поколением режиссеров, чей художественный и нравственный опыт сформировался под влиянием великой победы. 

Кадр из фильма «Судьба человека» Сергея Бондарчука

Девиз 1-го ММКФ — «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». И действительно, фестиваль стал по-настоящему международным. Несмотря на непростые годы и ухудшение внешнеполитической обстановки, в конкурсе участвовали делегации из 25 стран. Председателем жюри обновленного смотра был Сергей Герасимов, который позже возьмет главный приз с драмой «Журналист», а победителем стала лента «Судьба человека» Сергея Бондарчука. 

Второй фестиваль в 1961 году собрал немало мировых звезд, в числе которых, например, итальянская актриса Джина Лоллобриджида, снимавшаяся у видных европейских режиссеров 1950-х и запомнившаяся поцелуем с Юрией Гагариным, или Элизабет Тейлор, только-только получившая «Оскар» за «Баттерфилд 8» и роль в «Клеопатре». 

Федерико Феллини

Третий смотр и вовсе оказался одним из наиболее запоминающихся. По крайней мере, по лауреату главного приза — им стал Федерико Феллини с экзистенциальной комедией «Восемь с половиной». В 1987 году он вновь приедет в Москву и одержит очередную победу — председатель жюри Роберт Де Ниро вручит ему награду за фильм «Интервью». 

ММКФ в то время проходил раз в два года и собирал под своей крышей звезд первой величины. В 1965 году в столицу СССР добралась Софи Лорен. Картина с ее участием, «Брак по-итальянски», получила один приз — за лучшую женскую роль. Лорен, кстати, даже дала интервью советскому телевидению.


Неспокойные 1970–1980-е

С годами программа ММКФ все чаще стала включать фильмы из стран социалистического блока. Причем не всех — многие режиссеры из Чехословакии, Польши и Венгрии в конкурс попадали крайне редко. К примеру, польские картины лишь дважды становились лауреатами главного приза, да и те отходили лучшим представителям национального кинематографа — Анджею Вайде («Земля обетованная», 1975 год) и Кшиштофу Кесьлевскому («Кинолюбитель», 1979 год). 

При этом западные фильмы, попадавшие в конкурс, были окрашены в антибуржуазные цвета. Лишь по касательной фестиваль задевали свежие веяния мирового кино, представленные в Каннах и Венеции: французская новая волна, новый Голливуд и многие другие течения добирались до зрителей только на полузакрытых показах. Но даже за такую возможность посмотреть зарубежное кино пыталась цепляться и пресса, и рядовые кинолюбители. 

В эти годы фестиваль практически не оставался без фильмов-победителей из СССР. В разные годы лауреатами становились ленты: «Белая птица с черной отметиной», «Это сладкое слово — свобода!», «Дерсу Узала» (совместное производство с Японией, режиссер Акира Куросава), «Мимино», «Васса» и «Иди и смотри». 

Кадр и из фильма «Иди и смотри»

Звезд на ковровых дорожках стало меньше. В 1979 году на ММКФ приехал Фрэнсис Форд Коппола, который привез свой «Апокалипсис сегодня», незадолго до этого выигравший «Золотую пальмовую ветвь» Канн. Или уже упомянутый Роберт Де Ниро — первый голливудский актер, возглавивший жюри и ставший своего рода символом начинающихся перемен в 1987 году.


Бурлящие 1990-е и современный облик ММКФ

Вместе со страной изменился и Московский международный кинофестиваль. Хлынувшая свобода позволяла приглашать звезд первой величины и открывать новые режиссерские имена. В конкурсных программах участвовали фильмы современных классиков — Аки Каурисмяки, Асгара Фархади — и других влиятельных авторов: Атома Эгояна, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского. Среди гостей в Москве можно было увидеть Ричарда Гира, Пьера Ришара и Изабель Юппер.

Ричард Гир

В XXI век ММКФ вошел с новым президентом смотра — им стал Никита Михалков, тут же учредивший премию выдающимся мастерам актерского искусства имени Константина Станиславского «Верю», которой в разные годы удостаивались Ален Делон, Джек Николсон, Мерил Стрип, Катрин Денев, Хелен Миррен и другие звезды мирового кино. Все они приезжали за своими наградами в Россию.

Никита Михалков и Мэрил Стрип

Еще одно интересное нововведение нулевых — международные премьеры блокбастеров. Так, в 2008 году фильмом открытия стал «Хэнкок» (на показ приехал Уилл Смит), а в 2011-м — «Трансформеры-3: Темная сторона луны» (Майкл Бэй и Шайа ЛаБаф тоже посетили Москву). Но премьеры голливудских фильмов так и остались практически единичными, хотя в 2010-е звезды — Брэд Питт, Квентин Тарантино, Люк Бессон, Тим Бертон и Шон Пенн — то и дело появлялись на красных ковровых дорожках театра «Россия», где вот-вот состоятся церемонии открытия и закрытия 46-го смотра.