Народная любовь в камне. Скрытые символы в надгробных памятниках на кладбищах Москвы
Старинные кладбища Москвы можно назвать музеями под открытым небом. Над памятниками часто работали выдающиеся скульпторы, которые закладывали в них неочевидные, но важные знаки. Time Out разбирается в символике некоторых надгробных памятников.
Могила Константина Бескова
Адрес: Ваганьковское кладбище, м. «Улица 1905 года» и «Беговая», ул. Сергея Макеева, 15
Время работы: ежедневно с мая по сентябрь — с 9 до 19 часов, с октября по апрель — с 9 до 17 часов
Ваганьковское кладбище изобилует могилами знаменитых людей, памятники которым делали не менее известные скульпторы и архитекторы. Александр Рукавишников — самобытный и глубокий скульптор, поэтому ему часто заказывают надгробные памятники, которые он любит насыщать символами и отсылками.
Памятник на могиле футболиста и тренера Константина Бескова состоит из двух частей. Перед могилой стоят два мальчика, шарфы которых меняются в зависимости от того, фанаты какого футбольного клуба — «Спартака» или «Динамо» — придут навестить Бескова.
Стоит заметить, что одежда, в которую «одел» героев скульптор, из разных эпох. Высокий мальчик носит привычный для всех мальчишек 1940-1970-х годов костюм: вязаный свитер и трико, в то время как второй одет по более поздней моде: бейсболка задом наперед, рубашка и широкие штаны с карманами. Такая разница в одежде намекает на то, какая долгая и насыщенная карьера была у Константина Ивановича и продолжалась шесть десятилетий — с 1934 по 1995 годы.
Вторая часть композиции — само надгробие. Над могилой возвышается крест, увитый плющом — символом вечности. На кресте сидит 12 голубей, будто команда из 11 футболистов с тренером. Однако одна птица сидит отдельно, отвернутая от остальных. Этот образ можно трактовать двояко: с одной стороны, так скульптор мог выразить недовольство тренера игрой своих футболистов, с другой — это и его осознание, что он свою задачу выполнил и теперь у ребят собственный путь.
Могила Владимира Высоцкого
Адрес: Ваганьковское кладбище, м. «Улица 1905 года» и «Беговая», ул. Сергея Макеева, 15
Время работы: ежедневно с мая по сентябрь — с 9 до 19 часов, с октября по апрель — с 9 до 17 часов
Один из самых необычных и скандальных памятников на Ваганьковском кладбище — скульптура Владимира Высоцкого, выполненная Александром Рукавишниковым. Марина Влади была против памятника с изображением мужа и настаивала на том, чтобы просто положить на могилу кусок метеорита. Проект такого надгробия уже был готов, но родители Высоцкого отстояли свой вариант — и в 1983 году на конкурсе был выбран проект Рукавишникова.
Это многоракурсный памятник, который можно долго разглядывать и трактовать, вспоминая стихотворения Высоцкого. Взгляд спереди открывает поэта, связанного пеленой до груди (кто-то считает это смирительной рубашкой), что символизирует несвободу Художника, а гитара за плечами становится нимбом над головой мученика. К слову, Рукавишников задумывал Высоцкого в образе есенинского Хлопуши с пеленой, спадающей чуть выше пупка, но мать поэта была против, поэтому скульптор поднял пелену выше.
Спорный вопрос — что символизирует тумба, из которой будто вырастает Высоцкий. Одни считают ее пламенем, другие видят обрубленный ствол дерева — но каждый образ имеет глубокий смысл. Если это пламя, то оно символизирует горение творческого духа и в то же время мучения, быстрое сгорание. А обрубленный ствол дерева — довольно распространенный символ на могилах людей, рано ушедших из жизни. В случае с судьбой Высоцкого, это также означает несвободу, лишение попыток жить независимо от власти и общества.
Если посмотреть на памятник справа, то видно, что из деки гитары вырываются две морды коней — и поклонники Владимира Семеновича в связи с этим вспомнят песню «Кони привередливые». На символическом уровне лошадь означает благородство, свободолюбие и непокорность.
С третьего, левого, ракурса грива коней превращается в крылья ангелов и завершает скульптурный образ Владимира Высоцкого как претерпевшего многие страдания мученика и обретшего высшую свободу.
Кстати, Марине Влади памятник так и не понравился, и она в резких выражениях характеризовала его как «наглую позолоченную статую», назвала «гномом с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженным со всех сторон мордами лошадей».
Однако скандалы вокруг памятника Высоцкому до сих пор не прекратились. К 40-летию со дня смерти Владимира Семеновича в 2020 году Рукавишников обновил его, чем вызвал много критики и заголовков вроде: «Памятнику Высоцкому поменяли голову». Многие почитатели великого барда считают, что Высоцкий стал менее похожим на себя. Но многоракурсность и символика памятника остались теми же.
Могила Никиты Хрущева
Адрес: Новодевичье кладбище, м. «Спортивная», Лужнецкий проезд, 2
Время работы: ежедневно с мая по сентябрь — с 9 до 19 часов, с октября по апрель — с 9 до 17 часов
Важнейшая задача скульптора — отразить в памятнике судьбу и характер человека. В памятнике Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище Эрнсту Неизвестному удалось показать конфликт, столкновение двух начал — темного и светлого.
Конфликты из-за могилы Хрущева начались сразу после его смерти. Советских вождей было принято хоронить у Кремлевской стены, но Хрущев оказался единственным из генсеков партии, кто был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Второе противоречие заключается в том, что памятник на могиле Н.С. Хрущева выполнил скульптор Эрнст Неизвестный из круга авангардистов, творчество которых Хрущев не понимал и публично ругал нецензурными словами. Однако Неизвестный на тот момент считался лучшим советским скульптором, поэтому сын умершего «персонального пенсионера» Сергей Хрущев к нему и обратился. И несмотря на то что в хрущевские времена скульптору не давали свободно работать, он оставил личную обиду и согласился.
Памятник получился авангардным и многозначным, привлекающим к себе внимание, поэтому проект долгое время не хотели утверждать, пока за него не заступился председатель Совета министров Косыгин. Памятник Хрущеву сделан из двух фигурных блоков, различающихся по цвету и материалу: один из белого мрамора, другой — из черного гранита. Над символикой этой композиции можно размышлять очень долго.
Почему Эрнст Неизвестный выбрал знак противоборства двух начал — света и тьмы? По словам скульптора, время правления Никиты Сергеевича не поддается однозначной оценке. За 11 лет в его политике был и прогресс, и упадок, и то, что стремилось вверх и вперед, и то, что тянуло вниз и назад. В верхнем левом углу Неизвестный абстрактно изобразил солнце, лучи от которого призваны разгонять тьму. Белый мрамор наступает на черный гранит, но тьма не сдается. Голова Хрущева расположена на белой подставке и темном фоне, что символизирует конфликт прежде всего в самом человеке, в его мыслях и идеях.
Если есть голова, то должно быть и сердце. И символически оно тоже есть — на левой плите, если смотреть от головы, скульптор сделал отверстие, в котором должны были расти красные цветы, символизирующие горение во имя других, самопожертвование.
К слову, это благодарное отношение к Хрущеву разделяли и многие советские люди, которые стали нести на могилу цветы и хотели посмотреть на прославившийся своей необычностью памятник. Власти же не могли смириться с таким паломничеством и на много лет закрыли Новодевичье кладбище для посещения.
Могила Артема Боровика
Адрес: Новодевичье кладбище, м. «Спортивная», Лужнецкий проезд, 2
Время работы: ежедневно с мая по сентябрь — с 9 до 19 часов, с октября по апрель — с 9 до 17 часов
Памятник на могиле журналиста Артема Боровика может поразить и напугать, но вряд ли оставит равнодушным. Боровик погиб в результате авиакатастрофы в 2000 году в возрасте 39 лет, но за свою короткую жизнь успел побывать в горячих точках, написать статьи и книги об этом и основать холдинг «Совершенно секретно».
Скульптор Александр Рукавишников создал металлический памятник, в основе которого — каркасная конструкция в виде двух разломанных клиньев. На гранях располагаются фотографии Артема Боровика, показывающие важные вехи в его жизни и карьере. Разломанные клинья с фотографиями символизируют неожиданно и трагически оборвавшуюся жизнь.
Сильный и отважный характер Артема Боровика выражен в образе раненного гладиатора в последние минуты его жизни. Меч выпал из рук, щит во многих местах продырявлен, что показывает долгую и изнурительную борьбу, которая убила, но не сломила дух героя. Имя и годы жизни Артема Боровика выложены в виде типографских литер, что отражает принадлежность умершего к журналистской профессии.
В оформлении материала использованы личные фото автора.