Смотрим в сети: «Носферату» и «Комната по соседству» | Кино | Time Out

Смотрим в сети: «Носферату» и «Комната по соседству»

Дмитрий Евстратов   28 января 2025
5 мин
Смотрим в сети: «Носферату» и «Комната по соседству»
Фото: архивы пресс-служб
В зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел фильм-победитель Венецианского кинофестиваля «Комната по соседству» Педро Альмодовара и еще одна адаптация «Дракулы» — «Носферату» Роберта Эггерса. Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов рассказывает, какими получились новые работы больших режиссеров.

«Комната по соседству», реж. Педро Альмодовар

Зачем смотреть: увидеть англоязычный дебют режиссера, принесший ему первый в карьере главный приз Венецианского кинофестиваля

Ингрид (Джулианна Мур) — успешная писательница, которая случайно узнает о смертельной болезни своей давней подруги, военного корреспондента Марты (Тильда Суинтон). Когда-то они работали в одном журнале и проводили много времени вместе, но с тех пор почти не виделись. Ингрид решает навестить подругу и вновь сблизиться, но даже не подозревает, что ждет ее впереди: Марта, оказавшаяся не в силах бороться с раком, покупает в даркнете таблетку для эвтаназии и просит приятельницу быть рядом в решающий момент.

Хрупкие миры Педро Альмодовара, начиная со времен, когда в Испанию хлынула свобода после смерти диктатора Франко, создавались режиссером на родном языке. И только в 2024 году великий испанец снял свой первый полный метр на английском. К этому он готовился несколько лет, предварительно поставив две короткометражки: «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон и «Странный образ жизни» с Итаном Хоуком и Педро Паскалем. 

Главными героинями Альмодовар вновь сделал женщин, природу которых изучает уже много лет. Тема материнства, проникающая почти в каждую его работу, в этот раз не исчезла, но все же отошла на второй план — лейтмотивом «Комнаты по соседству» стали непростые вопросы об эвтаназии. В Испании ее легализовали в 2021 году, в то время как в Америке самостоятельный уход из жизни запрещен почти во всех штатах. Вероятно, именно попытка вновь запустить дискуссию и стала основной причиной работы на английском языке.

Несмотря на смену языка, стиль и чувственность режиссера остались прежними. На экране все так же соседствуют привычные для Альмодовара зеленый и красный цвета. Те или иные оттенки появляются буквально в каждом кадре. Для фильма об эвтаназии — пожалуй, одной из самых спорных тем как с точки зрения права, так и с точки зрения морали, — такой цветовой дуализм стал находкой. В остальном Альмодовар остается Альмодоваром: тихие голоса, яркие краски, изящные актрисы в главных ролях и тонкий, пусть и не слишком оригинальный диалог о дыхании смерти, поиске надежды и света. 

Вряд ли в обширной фильмографии автора «Комната по соседству» займет такие же значимые места, как, например, драмы «Все о моей матери», «Возвращение» или «Боль и слава». Оттого удивительно, что именно англоязычный дебют принес режиссеру первую главную награду фестиваля из ведущей тройки — Венеция, Канны, Берлин. Впрочем, когда-то это все равно должно было случиться — деликатность и нежность Альмодовара прекрасно подошли такой взрывоопасной теме. 

Оценка Time Out: 7 из 10


«Носферату», реж. Роберт Эггерс

Зачем смотреть: погрузиться в готический и инфернальный мир одного из главных современных хоррормейкеров

19 век, Вюрцбург. Томасу Хуттеру (Николас Холт), новоиспеченному сотруднику риелторской конторы, достается непростое первое задание. Он должен добраться до Трансильвании и заключить договор с таинственным графом, который покупает особняк в их городке. Возлюбленная Томаса Элен (Лили-Роуз Депп) страдает от неизвестного недуга и не хочет отпускать мужа в командировку. Между болезнью и путешествием есть связь: и то, и другое — дело рук древнего вампира Носферату, который завладевает душой девушки и несет черную смерть в Вюрцбург. 

В одном из интервью режиссер Роберт Эггерс как-то признался: он не представляет, как снимет кино о современном мире. Неудивительно, что новой его работой стал «Носферату» — ремейк шедевра немецкого киноэкспрессионизма 1922 года и по совместительству экранизация «Дракулы» Брэма Стокера с измененными именами и локациями. Оригинальный немецкий «Носферату» — мрачная пиратская (авторы в 1920-х не смогли приобрести права на экранизацию) версия «Дракулы», в которой стокеровские беготня и приключения уступают место медленно надвигающемуся ужасу. 

«Носферату» сборки 2024 года эту гнетущую атмосферу оригинала чувствует и приумножает. На фоне разноцветного Альмодовара серый и холодный Эггерс выглядит особенно блекло. Но в этом и смысл — режиссер вот уже десять лет не предает концептуальных основ своего творчества. Всякий раз — будь то «Ведьма», «Маяк» или «Варяг» — он помещает героев в центр инфернального действа, словно приоткрывая ворота в преисподнюю, откуда доносится громкий и страшный голос дьявола. В «Носферату» в этой роли выступает неузнаваемый Билл Скарсгард, за которым обязательно нужно следить в оригинале — он говорит адским голосом чрезвычайно медленно и с тяжелым дыханием. Да и образ у него запоминающийся, непривычный для Дракулы: чуб на голове, симпатичные усики, впрочем, лучше один раз увидеть. 

Вообще «Носферату» нужно именно увидеть, а не услышать или понять, потому что для Эггерса в любой его работе на первый план всегда выходит форма. Он упивается темными красками, патетикой и медленными движениями, а содержание остается тем самым тонущим ребенком из популярного мема. 

Такое рвение к иммерсивному, включающему зрителя в атмосферу полной безнадеги кино временами вознаграждается: «Носферату» номинирован на четыре «Оскара» в технических номинациях, включая художественное оформление и операторскую работу. В фильме и впрямь нет ничего сильнее выдающегося визуала. А мечты об исследовании психологии жертвы и какой-либо динамике приходится оставлять при себе. 

Оценка Time Out: 7 из 10