Быстрее, дешевле, удобнее: сравнение популярных сервисов доставки продуктов
В последние годы для москвичей особенно актуальны сервисы доставки продуктов: они позволяют сэкономить, в каталогах сразу видны все актуальные цены и скидки, соблазнительные товары на полках не побуждают купить лишнего, а еще благодаря таким сервисам больше не нужно бегать по магазинам. Однако есть у онлайн-шоппинга и свои недостатки, главный из которых — сложность выбора доставки с наиболее подходящими условиями. Time Out сравнил несколько популярных сервисов и определил самый выгодный и удобный.
Я, как и любой житель мегаполиса, очень ценю свободное время и силы — ведь заниматься закупкой продуктов после рабочего дня очень тяжело, а выходные хочется использовать для более интересных занятий. Так что, когда вновь приходит пора готовить еду на неделю, я стараюсь разделаться с задачей как можно быстрее.
Ходить за продуктами в физические магазины почти перестал — все заказываю онлайн. Это не только удобно, но и выгодно: можно сравнивать цены в разных местах и выбирать лучшие предложения, а еще не нужно тратиться на поездку до ближайшего гипермаркета, где есть все необходимое. Спасибо сборщикам и курьерам за то, что я стал успевать больше и чаще отдыхать.
Однако теперь, когда «цифровой продуктовый шоппинг» окончательно стал частью быта, хочется разобраться, какой сервис все-таки выгоднее и практичнее. Для этого мы сравнили четыре популярных сервиса доставки: СберМаркет, Ozon fresh, «Яндекс Лавку» и «Самокат». Каждым из них мы пользовались не один десяток раз, а конкретно для этого теста я создал максимально приближенные условия: одно время заказа и практически идентичная корзина.
Закупался в целом довольно обычным, но разносторонним набором продуктов на неделю: хлеб, макароны, мясо, молоко, яйца, овощи, фрукты и газировка со сладостями на десерт.
Критериев для оценки было несколько: удобство самого сервиса, полнота ассортимента, качество обслуживания, цены на одни и те же или похожие товары, скорость доставки, а также приятные мелочи-бонусы.
Сбор корзины и общие впечатления:
СберМаркет
Уже на этапе сбора продуктов обнаружилось важное преимущество СберМаркета перед другими сервисами в тесте — универсальность. Для моего московского адреса доступна доставка из 36 магазинов, среди которых 5 гипермаркетов («Ашан», «Лента», METRO и другие), аптека, товары для дома, зоомагазины и даже цветочные базы — всего сервис сотрудничает более чем со 150 сетями магазинов. В этот раз корзину собирал в METRO — там, как правило, огромный ассортимент и выгодные цены.
Виртуальная витрина организована отлично: все понятно, наглядно. На главной странице магазина много ярких разделов с акциями, скидками, тематическими подборками. В самом верху собраны все актуальные спецпредложения. Ассортимент огромный, а ориентироваться в нем просто: в овощах можно выбрать конкретный вид, бренд и страну изготовления, в мороженом отобразить только нужные формы и вкусы и так далее.
Нравится, как сделаны карточки товаров: из них можно узнать состав, КБЖУ и даже вид упаковки товара — причем фото обычно хорошего качества, можно приблизить и сверить всю информацию. Один раз была небольшая неточность в КБЖУ, что для меня на тот момент было важно, — после обращения в службу поддержки за этот товар вернули деньги, а ошибку на сайте оперативно исправили.
Получилось без труда собрать усредненную корзину продуктов на неделю, причем многие товары были по реальным — и очень приятным — скидкам. Вся закупка обошлась в 3136 рублей.
Корзина, собранная в СберМаркете
Для плановой доставки от 60 минут из гипермаркетов, как в нашем случае, нужно набрать товаров минимум на 1500 рублей, а доставка обойдется в 229 рублей. Есть и опция быстрой доставки от 20 минут из магазинов у дома за 129 рублей. При желании можно вообще забронировать заказ от 500 рублей и забрать его в магазине самостоятельно, бесплатно и в удобное время — отличный вариант для тех, кто все равно регулярно куда-то выезжает, но не для домоседов-удаленщиков вроде меня. Хотя пару раз я таким образом заказывал алкоголь перед праздниками, чтобы быстро забрать его из магазина без очереди.
Ozon fresh
Ozon fresh раньше назывался Ozon Express, но суть после ребрендинга не изменилась: вместе с куриным филе здесь можно заказать, например, пылесос или носки — все привезут быстро и одновременно. Интерфейс наглядный и симпатичный, запутаться в категориях сложно. Однако не у всех товаров есть полное описание: например, не всегда указан состав продукта. В таких случаях могут выручить фотографии этикеток от пользователей в отзывах, но они встречаются не всегда.
Ассортимент достаточно обширный, можно купить практически любые виды продуктов, есть отдельная вкладка с товарами под брендом самого гипермаркета. В целом в Ozon fresh запросто удастся собрать полную корзины еды. Проблемы возникнут разве что у тех, кто сидит на диете или ищет конкретные товары от конкретных производителей — их может и не быть. Еще бросается в глаза, что, например, помидоры или огурцы на развес приходится брать с шагом в 500-600 г. В этом плане закупка в METRO через СберМаркет была удобнее: там можно было взять по 900 г томатов огурцов, как я и планировал, а на Ozon fresh — либо 600 г, либо уже 1,2 кг.
Корзина, собранная в Ozon fresh
Вся корзина обошлась в 3569 рублей с учетом скидок. Со стоимостью доставки Ozon fresh все не так просто: например, в день тестовой закупки для моего адреса экспресс-доставка обошлась бы в 129 рублей, но без премиум-подписки — в 299 рублей. Иногда эти цифры отличаются, в других случаях даже несрочная доставка становится платной.
«Яндекс Лавка»
«Лавка» тоже встретила красивой главной страницей, где очень легко сориентироваться. Тут же есть удобный список всех категорий продуктов — хотя их количество меньше, чем, например, в СберМаркете или Ozon fresh.
Карточки товаров очень красивые, но не настолько полезные, насколько хотелось бы. Информации меньше, чем на СберМаркете или Ozon fresh, а КБЖУ иногда были указаны неправильно: например, очевидно, что в тортике с сахарным кремом не может не быть углеводов. Отметим, что в последнее время в карточках товаров «Лавки» заметны значительные изменения в лучшую сторону.
Ассортимент «Лавки», с одной стороны, очень внушительный — если учитывать, что сервис заточен под экспресс-доставку из локальных дарксторов, а не из супермаркетов и гипермаркетов. С другой стороны, закупиться на неделю здесь бывает проблематично: многие привычные товары приходится менять на не всегда равноценные аналоги, а иногда и вовсе пересматривать запланированное меню.
Частично проблему решают товары «Из Лавки», но нужно учитывать, что каталог примерно на треть состоит из специфических вкусностей «на кассе», а не из обычных продуктов.
Тем не менее благодаря нескольким компромиссам собрать полную контрольную корзину все-таки удалось. Правда, общая стоимость перевалила аж за 4 тысячи рублей — крупные скидки на продукты в «Лавке» встречаются нечасто.
Корзина, собранная в «Яндекс Лавке»
Заметил, что «Лавка» чаще конкурентов снижает стоимость готовой еды под конец дня — можно выгодно поужинать на скорую руку.
А вот доставка получилась бесплатной, поскольку в корзине товаров больше чем на 990 рублей. Однако такие условия действуют не всегда — очень часто, особенно по вечерам или в непогоду, в сервисе включается «повышенный спрос» с куда менее привлекательными тарифами. Как и в случае с Ozon fresh, никогда заранее не знаешь, сколько придется заплатить за доставку.
Последний участник теста — «Самокат». Он оказался единственным, ради кого пришлось взять в руки смартфон: веб-версии сервиса почему-то не предусмотрено. Не то чтобы это было серьезной проблемой, но планировать меню на неделю и делать большие заказы мне удобнее на компьютере, чем на маленьком экране портативного гаджета.
Соответственно, интерфейс «Самоката» тоже уступает по функциональности полноформатным конкурентам. Здесь удобно организованы меню и категории, но, например, нет контекстных фильтров — только подкатегории. Карточки красивые и информативные, но почему-то не везде указаны КБЖУ и состав.
В ассортименте сервиса упор делают на ширину, а не на глубину: вроде бы много разных категорий, но в каждой из них довольно скромный, часто безальтернативный выбор. Есть множество продуктов от «Самоката», но, как и в случае товаров «Из Лавки», это скорее приятное баловство, чем полноценная опция для массовой закупки.
В итоге корзина вышла дорогостоящей — 3969 рублей — и это с учетом внезапной 20% скидки на птицу. Так получилось не только из-за не самых выгодных цен в целом, но и из-за необходимости заменить и без того недешевый темный шоколад Lindt на совсем уж «золотой» аналог от Самоката.
Ассортимент супермаркета
Корзина, собранная в «Самокате»
Немного странная особенность «Самоката» — возможность переключаться между быстрой доставкой (около 30 мин) из даркстора и обычной (примерно 1,5 часа) из супермаркета. В последнем ассортимент вроде бы и шире, но не намного, и по факту корзину получилось пересобрать всего на 155 рублей дешевле — 3814 рублей.
Сравнение качества клиентского сервиса
Конечно, ассортимент, цены и удобство интерфейса — важные факторы, но не только они влияют на общий опыт от использования сервиса. Например, позитивное впечатление от красивого сайта или приложения может подпортить недружелюбный клиентский сервис.
В СберМаркете, несмотря на огромный ассортимент, при каждом заказе чувствуется личный, внимательный подход. Сборщики выбирают качественные продукты с хорошим запасом по сроку годности, звонят и вежливо общаются в случае, если нужно обсудить замену. А аналоги выбирать приходится — ассортимент полок онлайн-витрины обновляется постоянно, но за реальными покупателями в физических магазинах не всегда поспевает. Однако сборщики с готовностью зачитывают КБЖУ и с пониманием относятся ко всем вашим запросам: если нужны, скажем, сосиски без сахара в составе — переберут весь холодильник. Однажды сотрудница СберМаркета даже позвонила, чтобы уточнить, действительно ли я заказываю 6 кг моцареллы или случайно не туда кликнул. Весь процесс проходит довольно быстро, а при возникновении каких-либо проблем СберМаркет предоставляет возможность возврата некоторых категорий товаров в течение 24 часов после получения заказа.
С Ozon fresh сильнее ощущается «обезличенность» сервиса — здесь никто не звонит, ничего не уточняет. Вроде бы так даже проще и спокойнее, но на деле в случае возникновения какого-то сбоя на этапе сбора безразличная система может просто отменить заказ или по-тихому убрать закончившуюся позицию — деньги, конечно, вернут, но планы на готовку придется поменять или вовсе сделать дополнительный заказ ради какой-нибудь важной мелочи вроде сливок или специй. Иногда о причинах таких изменений можно узнать только через службу поддержки, где тоже придется пробиваться через роботов, чтобы поговорить с человеком.
Заказ в «Яндекс Лавке», скорее всего, соберут как надо и доставят в заявленное время. Однако в менее удачливые дни что-то может закончиться сразу после оплаты товара или возникнут другие трудности вроде долгого поиска курьера. Здорово, конечно, что служба поддержки отвечает вежливо и относительно оперативно, но частота, с которой приходится в нее обращаться, удручает.
«Самокат» тоже выполняет заказы полностью автоматизировано, но делает это практически без нареканий — соответственно, звонить в службу поддержки не приходится.
Что с доставкой
Последний фактор, способный, на самом деле, перечеркнуть любые достоинства сервиса — ведь самое главное, чтобы продукты привезли в целости, в нужном количестве и, очень желательно, вовремя.
СберМаркет меня пока не подводил. Доставку даже из гипермаркетов вроде METRO, как правило, обещают в пределах полутора часов, при желании можно выбрать другое время — что полезно, например, когда вечером собираешь корзину, но уже не хочешь ждать заказ. Однако в таком случае стоит учитывать, что и собирать заказ в магазине будут на следующий день — к этому времени какие-то продукты могут закончиться. Курьеры пунктуальные и ответственные.
Ozon fresh в целом тоже придерживается обещанной оперативности. Однако иногда курьеры звонят примерно за полчаса до назначенного срока, предупреждают, что ненадолго задержатся, и спрашивают разрешения закрыть заказ вовремя, до его фактической доставки. И вроде бы ничего страшного — все мы люди, а в Москве часто пробки, — но тогда непонятно, зачем переплачивать за срочную доставку. Еще в Ozon бывают проблемы с транспортировкой нежных продуктов: несколько раз желанный круассан добирался до моей двери в виде расплющенного слоя теста.
Курьеры «Яндекс Лавки» часто доставляют все без нареканий и за обещанные 20-30 минут. Однако бывали случаи, когда заказ по необъяснимым причинам задерживался на час, а то и дольше. Конечно, после обращения в поддержку вас задобрят каким-нибудь промокодом или вернут деньги, если заказ так и не доедет, но тогда весь процесс закупки придется начать сначала. Такое чаще случается с доставками из ресторанов, но бывает и с «Лавкой» тоже.
Скорость курьеров «Самоката» почти всегда радует — они, как правило, привозят заказы быстрее всех. За два года было всего несколько случаев, когда доставка задерживалась на полчаса — неприятно, но не существенно. Разве что хотелось бы иметь возможность отслеживать курьера на карте, но в остальном претензий нет. Тем более что здесь доставка пока бесплатна, а минимальная сумма заказа позволяет купить пару срочно понадобившихся продуктов.
Общий зачет
В итоге с изначальной задачей — регулярной закупкой продуктов на неделю — лучше всего справился СберМаркет. Это надежный способ делать крупные онлайн-закупки: заказ чаще всего привозят в указанный промежуток времени, а благодаря широкому ассортименту всегда удается найти все необходимые продукты — за исключением разве что совсем специфичных товаров. Экономия тоже наглядная: за счет многочисленных реальных скидок в магазинах, с которыми сотрудничает сервис, стоимость недельной корзины получилась на 700-1000 рублей меньше, чем у конкурентов в тесте.
Ozon fresh — хороший вариант, если нужно оперативно закупиться различной бакалеей, а еще бытовыми товарами или даже техникой. Словом, всем, что хорошо упаковано само по себе и вряд ли деформируется во время поездки. За срочную доставку лучше не переплачивать.
«Яндекс Лавка» — не худший сервис сам по себе, но по совокупности факторов он оказался на последнем месте в нашем тесте. Не слишком привлекательные цены, не самые пунктуальные и ответственные курьеры — все это довольно серьезные минусы, которые трудно игнорировать.
Ну а «Самокат» — лучший вариант для небольших заказов продуктов «на вечер», а еще всевозможных снеков и других спонтанных покупок. Довольно скромный ассортимент, но есть много уникальных предложений, а курьеры привозят продукты практически молниеносно. Главное, чтобы нужный товар был в наличии.
Так что для небольших заказов я, пожалуй, предпочту «Самокат», а вот крупные закупки буду доверять СберМаркету.