«Театр в театре»: спектакли о тех, кто их создает
Драматург Чарльз Мори решил отдать дань уважения тем артистам, которые не блистают на больших столичных сценах, а в буквальном смысле выживают в провинции: его героям пришлось обосноваться на летний сезон в бывшем коровнике. Хотя действие происходит где-то в американской глубинке, типажи узнаваемы и для российского театрала: вовремя не сыгравший Гамлета худрук, режиссер-дебютантка, молодой актер, ищущий себе место получше, обеспокоенный пропажей карандашей завтруппой, пожилая супружеская пара, переигравшая весь мировой репертуар, и так далее.
В Театре армии комедию поставил молодой режиссер Данил Чащин, который с театрами регионов знаком не понаслышке.
В эпоху Реставрации английский король снял запрет женщинам выступать на театральной сцене — и актеры, игравшие прежде женские роли, остались не у дел, потеряв работу и идентичность. Однако были и те, кто смог найти себя в новых условиях. Таким был знаменитый Эдвард Кинастон, талант которого оказался выше гендерных различий. В постановке Евгения Писарева главный герой мучительно ищет ответ на вопрос «Кто я теперь?» и находит его, попутно открывая в собственной игре новые краски. К финалу и сам спектакль «Табакерки», в начале построенный на условности, меняет стиль и становится более реалистическим.
В большинстве работ Крымова персонажи не скрывают от зрителей, что они — персонажи, но здесь постановка спектакля становится сюжетом самого спектакля.
В нем есть все: и тургеневские пейзажи, которые, как ни старайся, не передать средствами театра, и неугомонная почемучка Маша, случайно попавшая на репетицию, и Полина Виардо прямо из Парижа, и немой монтировщик Герасим, и помреж Инна, воспевающая невидимый труд своей профессии. И смешно, и серьезно, и трогательно — очень по-крымовски.
Название пародийной пьесы Фрэнсиса Бомонта незнакомого с ней зрителя может поставить в тупик. На самом деле все просто: пестик для специй — это символ бакалейщиков, которые оказавшись на спектакле, начинают давать актерам советы по улучшению пьесы. Например, ввести рыцаря, которого отлично может сыграть их любимый племянник. Режиссер Деклан Доннеллан перенес действие комедии шекспировского современника в наши дни, сохранив при этом не только юмор оригинала, но и ключевой вопрос драматурга: должен ли театр потакать требованиям публики? В главных ролях невероятно смешные Агриппина Стеклова, Александр Феклистов и Назар Сафонов.
Самый знаменитый роман о театре Сомерсета Моэма этой весной решили поставить сразу два московских театра. Первым это сделает Театр Вахтангова — в своей сценической версии Ольга Субботина собирается показать не только «настоящее» главной героини, 1930-е годы, но и ее воспоминания о былом. При этом режиссер постаралась обойтись «без длинных сцен и монологов», сделав повествование динамичным. На Вахтанговской сцене Джулию Ламберт сыграет Лидия Вележева, а компанию ей составят Евгений Князев, Андрей Ильин и Павел Любимцев.
Не менее интригующая премьера по тому же тексту будет представлена в «Современнике». Здесь роман Моэма ставит Владимир Панков — от него мы ждем версию в его фирменном жанре саундрамы, когда драматическое действие строится по музыкальным законам, а музыка не смолкает почти весь спектакль. Роль Джулии Ламберт сыграет Елена Яковлева, для которой это будет первая новая роль в театре после громкого ухода десять лет назад.
Последний спектакль Петра Фоменко, который мастер сделал, помогая Кириллу Пирогову с его первой собственной работой. Он же играет и главного героя — альтер-эго Булгакова, писателя, попавшего в жернова Независимого театра (в реальности — МХАТа). Его Максудов смотрит на новый для себя театральный мир, почти как персонажи Кафки — с отстраненностью, но принимая правила этой чудаковатой реальности. Может быть, спектаклю не достает саркастичности самого Булгакова, зато он полон любви к театру и его обитателям.
Безусловно, чеховская «Чайка» — не только о театре, но бутусовская версия — именно о нем, а еще о том, как безгранично творчество, и об энергии, которую может генерировать только встреча актеров и публики.
Режиссер превратил драму в лирический трагифарс, заявил об условности возраста актеров (молодые артисты играют возрастных персонажей и наоборот) и наполнил постановку современной музыкой, под которую так и хочется вскочить с кресла и танцевать вместе с артистами, как это делает и сам Бутусов.