Точки на карте: зачем ехать и что обязательно нужно увидеть в Екатеринбурге
Самобытность городов России часто затухает на фоне большой тройки: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Посещение чего-то менее известного обычно связано с неотложными делами или визитом к родственникам. Time Out берет на себя задачу показать, что Екатеринбург — город-миллионник, культурная столица Урала, бывший завод-крепость — давно уже не просто точка на карте.
В общих чертах
В следующем году Екатеринбург собирается широко праздновать круглую дату со дня основания. Официальная дата рождения города — 18 ноября 1723 года. В этот день «забилось сердце» самого технически оснащенного на то время железоделательного завода в мире — заработали кричные бóевые «молота» для вытяжки железа.
Но и до постройки градообразующего предприятия территория не пустовала. При строительстве железной дороги еще в XVIII веке обнаружилось множество артефактов, которые свидетельствовали о присутствии в этих местах поселений, толерантных к сибирским морозам, с VIII-VII веков до нашей эры (то есть, начиная с эпохи мезолита).
Стихийное заселение русскими, изначально беглыми крестьянами или людьми с преступными наклонностями, началось еще до похода Ермака в 1580 году. Они как-то уживались с кочевыми племенами коренных народов. А когда казаки со служилыми людьми начали сооружать первые крепости — потянулись налаживать хозяйство и разводить скот поблизости от укреплений.
Читать дальше
Неподтвержденным в существующих сегодня источниках, но вполне возможным воспринимается историками появление в 1672 году деревни старообрядцев (примерно в районе Шарташ). Еще через 10 лет возникли селения Верхний и Нижний Уктус (сегодняшний Чкаловский район).
А в самом начале XVIII века были построены сразу два казенных железоделательных завода — Уктусский и Шувакишский. Эти вялые производственные объединения показывали настолько низкую вовлеченность в соревновательный процесс с Демидовскими уральскими заводами (которые выдавали 2/3 российского железа по каким-то смешным ценам), что администрация государя была вынуждена направить сюда специальную делегацию для выяснения причин провала их бизнес-стратегий.
Руководители представительства, инженер Иоганн Блюер и государственный деятель Василий Татищев приезжают и организовывают в городе так называемый обер-бергамт (горную канцелярию) — теперь все казенные предприятия Урала и Сибири управляются централизованно.
Татищев, изучив, обстановку, пришел в недоумение от непрофессионализма и неэтичного разгильдяйства инженеров, поставивших плотину на мелководье. Получалось, что зимой и в засушливое лето производство просто простаивает из-за нехватки воды. Реконструировать и укрупнять объект не имело смысла, и Татищев разработал проект нового, мощного предприятия. Он выдвинул предложение разместить его на реке Исети, в 7 км от старой локации. Разослав послания с деталями бизнес-стратегии в Управление горнорудной промышленностью и лично президенту Берг-коллегии, он самовольно начал строительство нового завода. Между делом, этот хлопотливый энтузиаст успевает:
- выбрать место для медеплавильного завода (иначе говоря, основать город Пермь);
- открыть две школы для обучения горному делу;
- применить эко-мышление при составлении инструкции для охраны местных лесов;
- проложить короткую дорогу от Уктусского завода до Уткинской пристани на Чусовой;
- наладить работу почты;
- и даже посодействовать в передвижениях транзитных купцов.
Разумеется, одним из первых с наработками Татищева знакомится главный конкурент и жесткий эксплуататор рабочего люда — промышленник Демидов. Он написал письмо государю с изложением фактов в выгодном ему ключе и добился отстранения Василия Никитича.
Для выяснения истины на Урал был откомандирован большой умничка и отличный специалист — горный инженер в чине генерал-майора Георг Вильгельм де Геннин. В итоге строительство завода по проекту Татищева возобновилось, а Демидов, как обычно, отделался грандиозным штрафом и лишением двух высококлассных мастеров (плотинного и ларевого).
Памятуя о разорительном набеге башкиров на село Верхний Уктус почти 15-летней давности, московское начальство дало добро на сооружение одновременно с заводом мощной цитадели. Город-крепость получил название в честь жены Петра I, императрицы Екатерины I. Это была инициатива де Геннина, ожидаемо поддержанная самой царицей. Именно она подправила предложенный мастером вариант «Катериненбурх» на актуальное название (первоначально — Екатеринъбурхъ). Татищев, в свою очередь, предлагал более привычное для русского уха звучание — Катерининск. Хотя, некоторые локальные гиды утверждают, что название города пошло от Екатериниской крепости, носящей имя святой Екатерины.
День пробного пуска заводских молотов 7 (18) ноября 1723 года решили считать днем основания города Екатеринбурга. Казенный железоделательный завод не имел себе равных в плане технического оснащения и габаритов не только в России, но и в мире. Через три года заработали еще два железоделательных завода, и Екатеринбург стал полноценным центром громадного горнозаводского края, что раскинулся по обе стороны Уральских гор.
Край процветал: на местном монетном дворе чеканили 80% медной деньги, в шлифовальной мастерской обрабатывали малахит и прочие уральские самоцветы, добывали золото.
Многозадачный Геннин лично проработал генеральный план застройки нового города — первым каменным зданием стала Горная канцелярия.
Однако условия труда для заводских рабочих и строителей города были ужасающими — не только в Екатеринбурге, но по всему Уралу. Неудивительно, что во время Пугачевского восстания 1773 года почти половина из 129 заводов приняла сторону повстанцев. Отряды одного из руководителей бунтовщиков, Белобородова, продвигались к Екатеринбургу, по дороге пополняясь рабочими и беглыми крестьянами. Горная канцелярия во главе с начальником, полковником Бибиковым, собрала ополчение и отстояла город, дождавшись правительственных войск, хотя официальные лица к тому времени трусливо разбежались.
В 80-х годах XVIII века Екатеринбург получил от Екатерины II официальный статус города, но административно уступил первое место свежеотстроенной Перми, стоявшей на судоходной реке Каме. Вместе с новым статусом Екатеринбург обрел живописный герб. В его верхней половине был изображен пермский медведь с евангелием, а внизу — колодезный сруб, символизирующий рудокопную шахту и плавильную печь.
В современном варианте герба к колодцу и печи прибавились «повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс (река Исеть), окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели — золотые, с червлеными языками, медведь и соболь (европейская часть России и Азия), имеющие ошейники из черно-золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты (символизирует статус уральской столицы), посередине которой — серебряная друза из пяти кристаллов (край богат минералами)».
В это же время через Екатеринбург был проложен Большой Сибирский тракт, что повысило значимость города до торгового и ключевого связующего звена с богатейшей Сибирью.
Стоит упомянуть, что основу здешнего купечества составляли старообрядцы, спасающие свои «правильные» иконы и ритуалы в местах, прилично удаленных от столицы. Основательность вкупе с коммерческой жилкой позволили им создать серьезные бизнесы из простых, казалось бы, ремесел: мыловарения, топки сала, перевозок с казенных заводов и др. Они же более ста лет составляли убедительное большинство в местной городской думе.
В XIX веке люди разных сословий сосредоточились на золотодобыче. Екатеринбургские купцы первыми получили патенты на разработку приисков в Западной Сибири, что позволило им курировать значительную часть рынка драгметаллов и самоцветов. Была найдена крупная изумрудная жила, а после открытия месторождений алмазов, сапфиров и других драгоценных и полудрагоценных камней Екатеринбург стал бесспорным мировым лидером ювелирной обработки цветного камня.
А вот местное производство металла постепенно перепрофилировалось в машиностроительное. Железоделательный завод перешел под контроль монетного двора и Нижне-Исетского завода. Зато пожалованный еще в начале века статус «горного города» и перевод в военное ведомство подарил локации независимость от Пермской губернии (с сохранением положения уездного города). Главная канцелярия вместе с начальством, переместившиеся было в Пермь, дружно вернулись в родной Екатеринбург. Однако солидному купечеству захотелось гражданских свобод, и, вместе с отменой крепостного права, «горный» статус города был отменен.
Екатеринбургу в какой-то степени повезло не иметь под рукой колоссальных судоходных рек. В некоторых старинных локациях купечество собирало огромные взятки и обеспечивало прокладку железнодорожных путей в обход их города. И успешные центры торговли и промышленности превращались в тихие провинциальные точки, привлекательные лишь для дачников. Уральские железные дороги соединили Екатеринбург с Пермью, Тюменью, Челябинском с выходом к Транссибирской железной дороге, был дан старт строительству казанской ветки. Городская торговля процветала. Особенно благоденствовали купцы-мукомолы, в одночасье ставшие мультимиллионерами.
В XX веке подпольную революционную деятельность здесь активно вел Яков Свердлов. Старообрядцы собирали очередной съезд, строился драматический театр. За несколько дней до большевистского переворота в Екатеринбурге открылся первый вуз — горный институт императора Николая I.
В 1923 году город получает статус административного центра громадной Уральской области — отныне и до наших дней это самый крупный населенный пункт Урала. С 1924 по 1991 был Свердловском. До Отечественной войны развивался как промышленный гигант: предприятия реконструировались, строились новые заводы и фабрики.
Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано более 50 крупнейших предприятий — выпускались танки, артиллерийские установки и другие орудия. После войны город продолжал производить продукцию для оборонного комплекса, получив статус «закрытого».
Сегодняшний красавец Екатеринбург или, как его называют туристы, Екаб, Екат — не только внушительный промышленный центр, но и один из главных культурных центров страны, город-миллионник, чрезвычайно востребованное туристическое направление.
Как добраться
Самый удобный способ — долететь до Екатеринбурга какими-нибудь авиалиниями за два с половиной часа. Из «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» отправляется по несколько рейсов в день. Аэропорт «Кольцово имени А. Н. Демидова» современнейший и удобный. Он определенно оправдывает требование раннего приезда на рейс — там комфортно и красиво. Что касается цены на перелет — «Яндекс» набросал нам предложений от 2500 рублей в одну сторону. Но, поговорив с теми, кто периодически летает в Екатеринбург, мы выяснили, что в реальности поездка туда-обратно обходится в среднем около 9 тысяч рублей.
В обсуждаемом нами направлении ходит довольно много поездов (с Восточного, Ярославского и Казанского вокзалов). Они проводят в пути чуть более суток, стоят от 3 тысяч рублей за место и радуют людей незапланированным общением, а также яркими зарисовками из быта путешественников.
Поездка около 1800 км на собственном автомобиле вовсе не станет вызовом, если воспринимать дорогу как маршрут путешествия по прекрасным городам вроде Казани, Ижевска, Перми и Кирова. А на обратном пути можно заглянуть в Кунгурские пещеры, и, конечно, зайти в уже полюбившиеся кафе и бары Нижнего и Владимира. Если набрать полную машину заядлых автомобилистов и, сменяясь, гнать почти без остановок — можно преодолеть расстояние за 29-30 часов — но какой в этом смысл? Дорога в целом неплохая, а до Казани — так просто отличная, так что любители покрутить руль могут не бояться за свой транспорт.
Где остановиться
Перечислить все достойные гостиницы уральской столицы просто не представляется возможным. Отельеры давно перестали подстраиваться исключительно под вкусы москвичей — у местных жителей и самих все в порядке с образованием и насмотренностью, они весьма требовательны и не чужды хорошему вкусу.
Отель «Высоцкий» 5*
Адрес: ул. Малышева, 51
Цена: от 6500 рублей за номер на двоих в сутки
Занимает несколько этажей в роскошной высотке одноименного бизнес-центра. Просторные номера с панорамными окнами оснащены всем необходимым — от тапочек до пилочки для ногтей. В цену входит двухчасовое посещение бассейна и сауны в SPA-центре. Работает бесплатная стоянка. На 186-метровой высоте (52 этаж) есть открытая смотровая площадка с дальностью обзора в 25 км.
Название отеля и бизнес-центра выбрано не случайно: здесь работает музей Владимира Высоцкого с уникальными экспонатами. Экспозиция располагает личными вещами и стихами поэта, купленными на аукционах. Владельцы даже смогли добыть легендарный Mercedes 350 W 116 и воспроизвести гостиничный номер, в котором актер останавливался во время гастролей.
Людей несколько напрягает сложная система проникновения в здание, но в целом многие рассматривают свое пребывание здесь как отдельное приятное приключение, которое хочется повторить.
Посмотреть еще два варианта
Бутик-отель «Чеховъ» 4*
Адрес: ул. 8 марта, 32
Цена: от 4702 рублей за одноместный стандартный номер в сутки, с завтраком
Совершенно очаровательный отель для людей, сторонящихся бизнес-центров и предпочитающих камерную классику. Оформление — стилизация под XIX век. Всего 20 номеров, отделанных в спокойной цветовой гамме, даже «барышни» на ресепшн одеты по ретро-моде. Владельцы и служащие гордятся эффективной и столь редкой у конкурентов звукоизоляцией, удобным расположением недалеко от центра и красивой итальянской мебелью в номерах. Тепло зимой, прохладно летом, доброжелательный персонал, чистота — основные составляющие успеха любой гостиницы здесь реализованы в полной мере. Рядом есть парковка, но гости жалуются, что периодически невозможно отыскать свободное место.
Грин Парк Отель 3*
Адрес: ул. Народной Воли, 24
Цена: от 3300 рублей за номер на двоих в сутки
Достаточно большой отель, расположенный в центре, рядом с парком «Зеленая роща». Есть рестораны с открытой летней верандой и бесплатный фитнес-зал. Гостям предлагают погреться в сауне с бассейном со скидкой в 10%. Стандартные номера небольшие (14 м), но все хвалят лаконичный дизайн, итальянскую мебель с ортопедическими матрасами, уют и чистоту. Из ценного для туриста — кондиционер, чайник и светонепроницаемые шторы. А еще — вид на собор Александра Невского.
Что посмотреть
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Адрес: просп. Ленина, 37
Телефоны: +7 (343) 371-24-62, +7 (343) 371-13-17
Самобытный, уникальный в своем роде музей, возможный лишь на территории владений хозяйки Медной горы. Все мы в детстве зачитывались сказами Бажова. Теперь есть шанс разобраться с этими горно-заводскими терминами и воочию убедиться, что сокровища самоцветных жил действительно стоили описанных сказочником испытаний.
Сюда не стоит забегать на полчаса — экспозиции действительно захватывают: чем больше узнаешь о природных богатствах и секретах камнерезного искусства, тем «жаднее» становится желание подробно разглядеть все экспонаты. Только основной фонд музея насчитывает более 14 тысяч единиц. В «Золотой кладовой», «Изумрудной комнате», выставочных залах представлены минералы, драгоценные металлы, археологические находки, шедевры огранки, ювелирного и камнерезного искусства, керамика, книги, журналы дореволюционных изданий и многое другое.
Конечно, видеть красоту в обработанном кусочке многовековой смолы или сравнивать рисунки африканского и уральского малахитов научит только опытный экскурсовод. Лучше заказать сопровождение или присоединиться к группе.
Кстати, ребята ведут на редкость интересную страничку во «ВКонтакте». Корреспондет заглянул посмотреть и залип на несколько часов. Еще до посещения музея у всех состоящих в группе получится узнать (а, главное, усвоить):
- что у разных цветов стекловидной массы в произведениях ручной работы из эмали, филиграни и финифти своя собственная температура плавления;
- что радужный лабрадорит, примененный мастерами для отделки крыльев чудо-птицы в композиции «Райский сад» от ювелирного дома MOISEIKIN, раньше называли «павлиньим камнем»;
- что барочный жемчуг словно рожден для создания умопомрачительных мини-скульптур и отлично ладит с серебром и рубинами;
- а также имя простого крестьянина-смолокура, обнаружившего крупнейшее уральское месторождение изумрудов;
- и, наконец, как отличить подлинный уральский малахит от «выращенного в пробирке» плюс многое другое.
Здесь предлагают конкурсы и дают шанс получить приличные подарки за внимательность и любознательность. В музее проводят мастер-классы и выставки. Если поспешить — можно еще застать выставку ювелирного искусства и каменной пластики «Во всем блеске». До середины сентября работает Уральская триеннале декоративного искусства, а тагильские «Мастера с Лисьей горы» будут удивлять своими произведениями до ноября.
Что еще посмотреть
Самый масштабный на Урале художественный музей разместился в четырех зданиях: ул. Воеводина, 5; ул. Вайнера, 11; ул. Розы Люксембург, 18; ул. Пушкина, 5.
В главном, историческом здании (в XVIII в. — госпитале Екатеринбургского железоделательного завода) нужно смотреть ажурный Каслинский чугунный павильон 5-метровой высоты. Он удивлял посетителей Всемирной выставки в Париже 1900 года своей масштабностью, эклектичным набором орнаментов и персонажей (женщины-птицы, драконы), обилием чугуна и щедрым золочением.
В здании на Вайнера (архитектор Бабыкин, 1912 г.) буквально год назад открылся Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» с временными выставками на 1-м этаже и постоянными экспозициями «Искусство античного мира» и «Западноевропейское искусство XV-начала XX века» на втором. Галерея чрезвычайно востребована и ценителями искусства, и художниками. Каждая ее выставка — настоящее культурное событие общероссийского масштаба. Люди доверяют вкусу устроителей и едут действительно издалека посмотреть каждую новую коллекцию работ. Например, в октябре сюда привезут великих испанцев от Веласкеса до Гойи, а с февраля покажут портреты кисти Кипренского, Боровиковского, Тропинина и других.
В остальных зданиях нашли приют музей наивного искусства и Центр истории камнерезного дела им. Денисова-Уральского.
Единственное, что можно было бы улучшить — это сайт музея ИЗО — он очень неохотно загружается и разочаровывает своей низкой информативностью.
Адрес: ул. Толмачева, 41
В отзывах туристов о музеях, кафе и прочих интересных точках Екатеринбурга часто звучит фраза: «Как в Санкт-Петербурге, только более душевно». Мы нашли место, аналога которому нет даже в обожаемой нами культурной столице. На тихой улочке, в окружении парковых деревьев, в особняках конца XIX — начала XX веков расположилась очаровательная группа литературных мемориальных музеев: дом-музей писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, музей писателя Федора Решетникова, музеи «Литературная жизнь Урала XIX века» и «Литературная жизнь Урала XX века», а также музей кукол и детской книги «Страна чудес». Здесь есть даже свой (очень востребованный) камерный театр, билеты на спектакли лучше покупать заранее. Разумеется, на площадках квартала также проводятся выставки, мастер-классы и лекции.
Где отдохнуть
Отыскать все шедевры стрит-арта
Если набрать в поисковике «российская столица стрит-арта», получаешь четкий и однозначный ответ — Екатеринбург. Этот вид искусства насчитывает здесь более чем полувековую историю: от раскрашенных мусорных баков Старика Букашкина 70-х годов до современного мощного фестиваля «Стенограффия» с колоссальными произведениями российских и зарубежных художников.
Обязательно надо посмотреть трогательный «Портрет с гусем» петербургского художника Кирилла Бородина на стене лицея № 173 (ул. Народной Воли, 21), вдохновленный историей о девочке и ее охраннике-гусе.
Веет каким-то умиротворяющим спокойствием от бородача, чистящего яблоко на фоне ковра, работы сербского художника Дэяна Ивановича (ул. Малышева, 56а).
«Тихое пастбище» петербуржца Андрея Люблинского на Эльмаше (ул. Кобзева, 29б) напоминает экран с зависшей компьютерной игрой.
О 170-метровой работе Тины Прохоровой «Мир» (ул. Добролюбова, 3) не писали, наверное, только на Марсе — в ее создание были вовлечены простые жители города.
Пластилиновый человечек Тимура Форка из Москвы уговаривает прохожих остановиться на минуту и увидеть плывущие облака. Работу «Посмотри наверх» можно найти по адресу ул. Крауля, 7.
Символом фестиваля стала осуществленная в 2010 году работа группы Taknado (ул. Шварца, д. 2/2). Банки сгущенки и томатного супа Campbell’s появились в рамках самой первой «Стенограффии» по теме «Европа и Азия: столкновение противоположностей».
Интересно успеть сфотографировать работы участников неофициального фестиваля «Карт-бланш», пока не забаффили — их закрашивают очень быстро.
А художник Тима Радя известен своей приверженностью к глубокомысленным текстам. Ему принадлежат надписи «Я бы обнял тебя, но я просто текст» (отсылка к Рене Магритту с его трубкой), «Тебя видно» (не только о гугл-картах, но о значимости каждого человека во Вселенной). И, наконец, знакомая каждому жителю и туристу Гогеновская фраза «Кто мы, откуда, куда мы идём?» на здании приборостроительного завода, заменившая лозунг «Слава труду». Эти работы вкупе со «Стеной героя» Марии Хардиковой и команды Rainessence (пл. Октябрьская, 2) явно выдвигают город в претенденты на звание философской столицы.
Где еще отдохнуть
Прогуляться по набережной
Большинство водоемов Екатеринбурга обихожены и не обделены собственными фанатами. Из недавно реконструированных стоит отметить набережную на реке Исети. Хорошее освещение, зоны отдыха, детские площадки, приятные скамейки-качели — все современно и радует глаз.
А набережная в районе Уктус вскоре превзойдет большинство европейских. Весь район старого железоделательного завода обновляется и, возможно, к октябрю уже порадует местных жителей и туристов.
Можно неплохо погулять на старейшей двухкилометровой набережной у драмтеатра, на любовно отделанной самими жителями Плотинке (со стороны гимназии №9 выходят лучшие закатные фото), на левом берегу Исети в районе стадиона «Динамо» или посидеть на каменных пирсах возле Верх-Исетского пруда.
Адрес: ул. Бориса Ельцина, 3
Нельзя так просто взять и уехать из Екатеринбурга, не побывав в этом знаменитом здании. Не обязательно даже идти в музей, где собрана очень приличная коллекция предметов, фото и документов из 90-х годов прошлого века и очень любопытный интерактив. Можно просто поработать в коворкинге, посетить арт-галерею или киноклуб, послушать лекцию. А еще здесь интересные магазинчики и кафе-рестораны. А по вечерам на улице танцуют бачату.
Где поесть
Если позволяет бюджет или не отпускает традиция «каждая поездка — один дорогой ресторан», хорошей идеей будет провести вечер-другой в «Гадах». Европейский стиль в дизайне и кухне, много свежайшей рыбы и морепродуктов. Приятный бонус — сезонное спешел-меню и фотогеничные десерты с ягодами. Небанальная винная карта удовлетворит самых взыскательных — ребята даже отхватили высшую оценку жюри в категории «Лучший выбор вин по бокалам» на Russian Wine Awards.
Камчатский краб на воке в соусе голубой сыр или устричном обойдется в 1690 рублей, салат с осьминогом на гриле — в 1390 рублей, а угольная рыба с карамельным луком и соусом Велюте — в 1200 рублей. Из летних спешелов: пате из печени трески, большой греческий салат и окрошка с крабом.
Фото: с официального сайта бистро
Модное кафе с отлично проработанным меню — одно из немногих, где надо заказывать столик на вечер заранее даже в будние дни. Говорят, что следить за работой шефа, виртуозно творящего в открытой кухне, — отдельное удовольствие и медитация. Меню на сайте смотреть просто невозможно — уже через несколько минут хочется бежать и пробовать эти пленительные гастрономические композиции. Судя по отзывам, ребята даже банальное пюре с котлетой превращают в изысканный шедевр.
Особенно захотелось продегустировать бриошь с вяленой уткой и кремом из таледжио (390 рублей), бавет с пюре васаби и томатной сальсой (670 рублей) и чизкейк с соленой карамелью (350 рублей) на десерт.
Семейный ресторан «БАРБОРИС»
Адрес: ул. Бориса Ельцина, 3
Средний счет: 1500 рублей
Одно из самых посещаемых заведений «Ельцин центра». Большой зал разделен перегородками, есть ширмы, что создает камерность в достаточно обширном пространстве. Отличный вид на город — дополнительный плюс для визуалов. За тартар из оленины с муссом из колбасного сыра и жареной картофельной кожурой просят 610 рублей, за пельмени из щуки по рецепту Наины Иосифовны — 450 рублей, мусс из белых грибов с молочным шоколадом и фундуком обойдется в 400 рублей.