Трагикомедия о цикле, на котором строится жизнь каждой женщины: интервью с режиссером Екатериной Соловьевой | Город | Time Out

Трагикомедия о цикле, на котором строится жизнь каждой женщины: интервью с режиссером Екатериной Соловьевой

Елизавета Константинова   4 декабря 2023
5 мин
Трагикомедия о цикле, на котором строится жизнь каждой женщины: интервью с режиссером Екатериной Соловьевой
Фото: архив пресс-службы
В независимом «Театре города М» показали смелую, честную и ироничную постановку «28 дней», посвященную менструальному циклу. Тема, казалось бы, сугубо медицинская, но сам спектакль получился про отношения женщины и общества, сексизм, дискриминацию, чувство стыда и страхи. Редактор Time Out поговорила с режиссером спектакля Екатериной Соловьевой об идее проекта, выборе актрис, цензуре и о самой необычной реакции зрителя.

Расскажите, как пришла идея проекта? О чем он?

Проект пришел к нам сам: пьеса скрывалась в финале сборника фестиваля современной драматургии «Любимовка». Это была любовь с первого прочтения. А наш спектакль — о том, что происходило, происходит и будет происходить с каждой женщиной.

Сейчас очень много говорят о феминизме. Что вы сами вкладываете в это понятие?

Феминизм — это свобода выбора. Не принуждение, не ненависть, а отсутствие рамок и диктатуры сексизма. Это абсолютно революционная мысль, что женщина — тоже человек и имеет право самостоятельно выбирать, как ей распоряжаться своей жизнью. Я говорю это с горькой иронией.

Как выбирали актрис для постановки?

Процесс был долгим, красивым и сложным: мы хотели показать весь спектр женских образов — разный возраст, национальность, типаж. При этом хотелось создать коллективную сценическую химию. Задача сверхсложная, но мы справились благодаря фантастической работе нашего кастинг-директора и продюсера Татьяны Богдановой.

«Этот проект меняет восприятие всех, кто к нему прикасается. С пьесой меня познакомила наш режиссер в 2020 году, и эта работа стала для меня откровением, до этого момента я жила со своей болью одна. Мы проводили масштабный кастинг, и буквально каждая актриса рассказала свою историю: пьеса приглашает к диалогу, и нам удалось сохранить и приумножить это в спектакле. Здорово, что проект не оставляет равнодушным, — после каждого показа мы слышим: “Его нужно показывать в школах”, “Почему я не знал этого раньше?”, “Я плакала”. В такие моменты мы понимаем, что все делаем правильно», — рассказала продюсер Татьяна Богданова.

Разумеется, это не исчерпывающий вариант каста. Я очень надеялась, что нам удастся поработать с актрисой с инвалидностью и с артистками других национальностей, но не сложилось. Сейчас мы в процессе набора второго состава, и он уже очень интересно отличается от первого.

После каждого спектакля кто-нибудь обязательно говорит: «Артистки потрясающие, где вы их всех нашли?» Так что наш состав — отдельный повод для гордости.

Поиск актера на роль Мужского Голоса тоже был непростым. Найти эмпатичного, чуткого мужчину, которому этот материал отзывается, но который при этом сможет убедительно сыграть абьюзера и хама, было почти невозможно. Но нам очень повезло, бриллиант нашелся.

Кто ваш зритель? 

Неравнодушные и интересующиеся. Может сложиться впечатление, что спектакль сугубо женский, но это совсем не так. Он крайне общечеловеческий и одинаково полезен для представителей обоих полов.

Как в спектакле раскрываются темы сексизма, феминизма, дискриминации и абьюза?

Мы проживаем историю, заложенную в спектакле, через Ее опыт (Она — главная героиня). Слышим то, что окружает Ее и, по сути, каждую из нас на протяжении всей жизни. Так как сама пьеса написана в форме древнегреческой трагедии — и мы подчеркнули это в сценографии и костюмах, появляется ощущение вечности. Женщины всегда сталкивались с сексизмом, дискриминацией и абьюзом, а еще — с внутренней мизогинией, которая подчас бывает куда более жестокой. А феминизм — это тот факт, что мы вообще об этом говорим.

Одна из моих любимых сторон этого текста: мы слышим много очень разных мнений. Буквально каждый зритель услышит себя: и скептики, и разъяренные, и настроенные благодушно, и эта возможность всегда полезна.

Какой самый неожиданный отзыв был о вашей постановке?

Внезапно: самым неожиданным был отзыв врача-гинеколога, которая принимала участие в дебютном обсуждении спектакля. После каждого показа мы устраиваем открытое обсуждение с командой для всех желающих и всегда приглашаем специалиста.

Она сказала: «Зачем это все так драматизировать? Женский организм безупречен. Мы можем рожать каждые два года. Болеть ничего не должно, если болит — лечитесь». И когда из зала ей справедливо возразили, что если организм так безупречен, то почему тогда так плохо, она ответила: «Вы явно уникум». На что зал вновь ей возразил, но она была непоколебима. Мы никак не ожидали такого ошеломительного отсутствия эмпатии от врача-гинеколога, но, видимо, это побочный эффект медицинского образования.


А самая приятная реакция была от одного мужчины за 50: он выбежал с горящими глазами, приговаривая: «Я и понятия не имел, я даже не догадывался!» И сразу же побежал звонить своей маме.

Ставить в России экспериментальные постановки сейчас стало еще труднее. Вы испытывали на себе давление цензуры?

Только на этапе поиска площадки. Буквально все, к кому мы обращались, отказывали по причине «радикальной темы». В одном театре нам сказали: «Вообще-то у нас распоряжение показывать спектакли про семейные ценности». Мы уточнили, имеет ли хоть какое-то отношение женское здоровье к семейным ценностям, но наши собеседники уже успели бросить трубку. Нам очень повезло с площадкой. «Театр города М» — это независимый театр, и с их командой приятно работать.

На какие спектакли коллег ходите, и что из последнего впечатлило? 

Независимые проекты, работающие вопреки всему, всегда безумно вдохновляют. «Недослов», «Просто Театр» и «Театр Города М» — герои нашего времени. Еще очень люблю студенческие спектакли театральных вузов — особенно те, которые поставлены самими студентами.