«Убить Билла»: 20 лет на стиле главных героев
Желтый спортивный костюм Умы Турман с кроссовками Onitsuka Tiger Mexico 66 от Asics
Квентин Тарантино не раз рассказывал, что каждый год на вечеринках по случаю Хэллоуина встречает светловолосых девушек в узнаваемых желтых спортивных костюмах. «Честно говоря, я считаю это главной наградой», — признался он как-то The Guardian.
Популярность образа, увы, не подкреплена призами: дизайнеры и стилисты, работавшие над «Убить Билла», не получили даже номинации на «Оскар».
Но так ли это важно с учетом эффекта, который фильм оказал на миры моды и кино?
Начинаешь перебирать в памяти героинь боевиков 1990-х — начала нулевых, и перед глазами, как правило, возникает что-то сексуальное: черный латекс, майки в отсутствие нижнего белья или топы с роскошным декольте. Примеров достаточно: Тринити из «Матрицы», Эллен Рипли из «Чужого» и Сара Коннор из «Терминатора», Гейл из «Города грехов».
Героиня Умы Турман в откровенные наряды не облачалась. Ее желто-черный костюм и Onitsuka Tiger Mexico 66 максимально практичны — Беатрикс была воином, а не соблазнительницей. На протяжении десятилетий актрисам приходилось драться в кадре на неудобных каблуках — вспомним хотя бы Женщину-кошку Мишель Пфайффер. А вот Уме Турман подобрали комфортные кроссовки.
За наряды в фильме отвечали два художника по костюмам: Кэтрин Мари Томас и Кумико Огава. По их задумке каждый образ интерпретирует мысли персонажей, это кинематографическая цитата. Так что одежда в иных сценах играет наравне с актерами.
Вот и желтый костюм Невесты появился не просто так. Он — отсылка к фильму Брюса Ли 1978 года «Игра смерти». По сюжету главный герой — кстати, по имени Билли — после расстрела лежит в коме. Очнувшись, он, движимый местью, натягивает желто-черный костюм и последовательно расправляется с неприятелями. Точь-в-точь как Беатрикс.
Тарантино, по крупицам собравший «Убить Билла» из фильмов о восточных единоборствах 1970-х, одним нарядом убил нескольких зайцев: отдал дань уважения Брюсу Ли, заявил о пути, который предстоит пройти героине, сыронизировал на тему брюсплотации — периода после смерти актера, когда его образ нещадно эксплуатировали в картинах о боевых искусствах.
Другой атрибут образа Беатрикс, «Асиксы», тоже появлялись в классическом фильме Ли — «Выход дракона». Кроссовки Умы Турман были изготовлены на заказ: во время одной из сцен можно увидеть надпись Fuck U, выгравированную на подошве.
Обувь Невесты приглянулась звездам и королевским особам. Кроссовки носят Белла Хадид, Сьюки Уотерхаус, Кайя Гербер, а в 2012 году принц Уильям надел желтую пару, когда навещал беременную Кейт Миддлтон в больнице.
Минималистичные костюмы Элли Драйвер
Невозможно говорить о творчестве Тарантино и не вспомнить классический черный костюм. Некоторые стилисты, кстати, считают, что именно благодаря режиссеру Skinny Black Suit стал мужской версией маленького черного платья.
Впрочем, в «Убить Билла» в черный костюм наконец облачается женщина: он стал основой минималистичного гардероба Элли Драйвер по прозвищу Калифорнийская горная змея.
А вообще кажется, что все образы героини Дэрил Ханны вдохновлены архивами Эди Слимана. Наиболее примечательны два: белый костюм, в котором Элли разгуливает по больнице, и черный с шелковой рубашкой оверсайз — что-то в духе объединенных Balenciaga, Saint Laurent и Céline. С помощью костюмов стилисты хотели подчеркнуть статус Драйвер — женщины, которая не сдается и всеми силами доказывает свое превосходство.
Элегантным дополнением к образу стала повязка на глаз. Ее появление тоже обусловлено детскими киновпечатлениями Тарантино. В 1973 году, будучи десятилетним ребенком, он увидел ленту «Триллер: Жестокий фильм», в которой Кристина Линдберг играла проститутку Мадлен, изощренно мстящую тем, кто ее растлил. Она потеряла глаз и была вынуждена носить повязку, причем разных цветов. Деталь вроде бы незначительная, но говорящая — Элли, как и остальным девушкам из отряда «Смертельные гадюки», в жизни приходилось непросто.
Однако основой этого образа стал другой персонаж. К слову, тоже с повязкой на глазу. В одном из любимых фильмов детства Тарантино, эксплуатационном боевике «Сестрички с выкидными лезвиями» 1975 года, есть длинноволосая блондинка по имени Пэтч, предпочитающая черный костюм с сапогами на широком каблуке, как и Элли Драйвер.
А сцена в больнице, когда героиня пытается убить Беатрикс, скопирована из «Черного воскресенья» 1977 года. Дополнениями от Тарантино стали белое пальто, брюки и туфли из коллекции Moschino FW 2001 — в них Элли заходит в больницу и только потом переодевается в более привычный сестринский халат. Тоже, кстати, культовый наряд — позже в таком мстить мужчинам будет Кэри Маллиган в «Девушке, подающей надежды».
Мелодия, насвистываемая Элли, перекочевала в «Убить Билла» из психологического триллера «Расшатанные нервы» 1968 года, главный герой которого воспроизводит музыку всякий раз, когда собирается кого-то убить. После картины Тарантино музыка Бернарда Херрманна обрела вторую молодость — вспомните, как каждый третий мобильник в середине нулевых трезвонил именно с этой композицией.
Вот так один образ может соединять фильмы о женской мести из 1960-х, 1970-х, 2000-х и 2020-х.
Школьная форма Гого Юбари
Третий по значимости наряд в фильме принадлежит второстепенному персонажу — убийце Гого Юбари в исполнении Тиаки Куриямы. Она предстает перед зрителями в японской школьной форме: куртке, белой рубашке с красным бантом на воротнике, клетчатой юбке и замшевых кроссовках Nike Blazers Low. Сочетание для того времени тоже нетривиальное.
Почему нетривиальное? Героиня Куриямы была вдохновлена субкультурой сукэбан 1960-х годов, возникшей в результате социального расслоения и в противовес мужским уличным бандам, занимавшимся разбоями и домогательствами. Девушки решили постоять за себя кулаками и подручными средствами: лезвиями, битами и цепями. Похожее оружие дарит своей Гого Тарантино: она орудует внушительным гасилом на длинной цепи, прототипом которого стали смертельные йо-йо из сериала Sukeban Deka.
Интересен и выбор бандитской униформы. Фактически банды сукэбан носили модифицированную школьную форму с панк-аксессуарами — все-таки членами группировок были в основном подростки.
Девушки-боссы носили плиссированные юбки, рубашки с матросским воротником и красным галстуком наподобие пионерского, школьный пиджак. Именно такой создатели «Убить Билла» сделали и Гого. Разница лишь в длине юбки — у героини она задрана до середины бедра, в то время как представительницы сукэбана предпочитали модели поскромнее.
Впрочем, уже к 1980-м эта субкультура растворилась во множестве других. Образы лишь изредка эксплуатировались в аниме и эволюционировали в более привычные для современного зрителя наряды аниме-школьниц.
Тарантино приметил Курияму после просмотра триллера Такеши Китано «Королевская битва»: героиня Тиаки дралась так рьяно, что заставила режиссера добавить нового персонажа и несколько запоминающихся сцен, включая эффектную битву с Беатрикс. Форма школьницы перекочевала из «Королевской битвы» в «Убить Билла» вместе с актрисой.
Влияние сукэбанов и образа Гого Юбари было замечено в 2016 году, когда на Неделе моды в Мадриде дизайнеры Maria ke Fisherman представили коллекцию в одноименном стиле, но большого резонанса она не имела.
Возрождение Дикого Запада в мужских образах
Хотя «Убить Билла» — кино прежде всего о женщинах, невозможно обойти стороной двух мужских персонажей: Билла, которого сыграл Дэвид Кэрредин, и отставного киллера Бадда в исполнении Майкла Мэдсена.
Их образы похожи и представляют собой интерпретацию ковбойского шика. Билл щеголяет в пижонском черном костюме с кожаными вставками и ботинках со скошенным каблуком, а Бадд появляется в джинсах, ковбойской шляпе и гавайской рубашке с веселеньким принтом. Можно сказать, что фильм предвосхитил тренд на Дикий Запад с его грубым денимом, казаками и замшевыми куртками с бахромой.
Фото: архив пресс-службы.