«Умоскоп» Павлова и бабочки Набокова — современное искусство в домах-музеях | Арт | Time Out

«Умоскоп» Павлова и бабочки Набокова — современное искусство в домах-музеях

Екатерина Сахарова   2 мая 2024
4 мин
«Умоскоп» Павлова и бабочки Набокова — современное искусство в домах-музеях
Фото: архив пресс-службы
Проект «Искусство жить дома», впервые состоявшийся в 2022 году в Санкт-Петербурге и Москве, теперь носит приставку «Игра» и расширяет свою географию: арт-объекты современных художников появятся в домах литераторов, музыкантов и ученых в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Рассказываем, какие новые инсталляции можно увидеть уже сейчас.

Главная тема проекта — игра, так или иначе отразившаяся в творчестве, работе и жизни писателя Владимира Набокова, поэта Николая Некрасова и академика Ивана Павлова. Пофантазировать на эту тему пригласили современных художниц Александру Гарт, Веру Петровскую и Дарью Правду. Результатом работы стали интегрированные в постоянные экспозиции арт-объекты.

Куратор проекта, и. о. заведующего Северо-Западного филиала Пушкинского музея Дарья Болдырева рассказывает, что проект «Искусство жить дома. Игра» позволил иначе раскрыть личность Николая Некрасова. Например, известно, что у поэта бывали частые перепады настроения, он часто раздражался. При этом Некрасов был щедрым человеком и поддерживал сотрудников журнала «Современник», жертвуя им деньги от выигрышей в преферансе. Помимо этого, Николай Алексеевич увлекался охотой и собаками. Когда умер его любимый пес, он написал, что потерял лучшего друга.

В новом свете предстал и Владимир Набоков. Оказывается, писатель очень боялся быть косноязычным. Во время чтения лекций в университетах он использовал такой психологический прием: приглашал свою жену Веру, смотрел на нее и обращался к ней, словно она была в помещении одна. Набоков увлекался автомобильным спортом, боксом, шахматами и часто составлял шахматные задачи — вспомним его роман «Защита Лужина». 

Музей В. В. Набокова СПбГУ 

Об академике Иване Петровиче Павлове также удалось многое узнать: ученый родился в семье священника, очень любил активный образ жизни и считал, что игра вызывает положительный стресс. Павлов катался на велосипеде и лыжах, был мастером городошного спорта (городки — старинная русская народная игра. — Прим. ред.), к которому привлек всех сотрудников института.


Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова

Художница Александра Гарт вдохновилась увлечением Николая Некрасова картами.   Серия работ «Игра в классика» включает покерную схему «Четырехмерие», созданную писателем и математиком Романом Михайловым. Здесь Гарт зашифровала четырехмерную сферу, где четвертое измерение символизирует память. В гостиной гражданской жены Некрасова Авдотьи Панаевой в открытых шкафчиках с женскими принадлежностями художница разместила салфетки из текстиля с вышитыми покерными схемами. 

К гравюрам XIX века, рассредоточенным по всему дому-музею, Александра добавила детали, отсылающие к жизни и творчеству Некрасова. Так, на изображении русского крестьянина появились многочисленные зайчики, а пес поэта, английский пойнтер Кадо, погибший на охоте, закрашен черной краской. Гравюры, которые Гарт приобрела в старинных лавках и антикварных магазинах для проекта, отыскать среди прочих экспонатов не так просто — они прекрасно мимикрируют под настоящие объекты дома-музея.


Музей В. В. Набокова СПбГУ 

Художница Вера Петровская работает с огромным количеством медиумов, в числе которых керамика, вышивка и текстиль. Серию объектов «Чудо» она построила на игре света и тени, обратив внимание на то, что в своей прозе Набоков часто противопоставляет жизнь и смерть, красоту и увядание. 

«Когда я узнала, что тема проекта — игра, меня как художника это очень заинтересовало. Набоков был напрямую связан с играми: он увлекался шахматами и футболом, но я решила найти общий мотив. Например, в чертоге теней писатель вылавливает золотым сачком порхающих бабочек, которые символизируют его стихотворения». 

Так, Петровская создала целый ряд объектов: черный ящик со световыми окнами, внутрь которых можно заглянуть, штору с шахматными фигурами, выполненную в технике цианотипии, и керамических бабочек с цитатами из произведений Набокова, отсылающих к его коллекции. 

Еще один любопытный объект — «набор для конструирования реальности». По словам художницы, он предназначен для того, чтобы памятные мелочи могли вернуть человека в самый счастливый момент жизни или перенести его в спокойное и безопасное место. 


Мемориальный музей-квартира академика И. П. Павлова

Автор проекта «Reflexio. Сигнал сигналов» — художница Дарья Правда, известная своими инсталляциями, фотографии, перформансами. Вдохновением для ее работы послужила история о последних исследованиях академика Павлова. По заданию ученого был создан прибор, помогающий в изучении мыслительных процессов. Аппарат состоял из обруча с датчиками, фиксирующими электрическую активность мозга и передающими сигналы на пульт, который в свою очередь включал лампу. Исследования не были завершены, но сохранились воспоминания внучки академика Людмилы о том, как она играла с лампой, которая зажигалась усилием воли и соревновалась с дедушкой, кто дольше удержит свечение. Дарья Правда воссоздала прибор, сопроводив арт-объект записями Павлова о результатах экспериментов. Художница предлагает посетителям сыграть в интерактивную игру и попробовать удержать свечение лампы силой внимания.

Проект «Искусство жить дома» проводит публичную программу, включающую ридинг-группы, лекции и воркшопы, на двух площадках — в Музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского и в особняке О. В. Серебряковой в Санкт-Петербурге. Кроме этого, каждые выходные в музеях будут идти арт-медиации. А 16 мая в московском мемориальном музее Н. В. Гоголя откроется проект «Стежки и строчки», где будут показаны произведения художников-мастеров декоративно-прикладного искусства.