Их бы на завод: урбания как часть клубной культуры
Долгоиграющий тренд
Техно можно по праву считать одним из самых долгоиграющих музыкальных трендов современной России. Обосновавшись в конце 1980-х и начале 1990-х, рейв-культура взяла передышку лишь в конце 2000-х, когда в стране подросли хипстеры, предпочитающие более мелодичные мотивы.
Однако в середине 2010-х техно-рейвы постепенно захватили новое поколение, и пульсирующие металлические звуки зазвучали по всей России с удвоенной силой.
Немецкие корни
Вместе с популярностью музыкального жанра в страну еще в 1990-х пришла мода на вечеринки в индустриальных локациях. Эта тенденция зародилась в Германии. После падения Берлинской стены индустриальная недвижимость, ранее принадлежавшая власти, зачастую оставалась без владельцев. И этим активно пользовалась дерзкая молодежь, вывозя сотни киловатт звука на заброшенные заводы, склады, в бункеры и в подвалы.
Поэтому индустриальные локации стали неотъемлемой частью современной клубной культуры. А легендарный техно-клуб Berghain, расположенный на складе бывшей товарной станции, уже много лет считается одним из самых популярных ночных заведений в мире.
Техно-клубы «по-немецки»
Первым российским техно-рейвом стал Gagarin Party, прошедший в 1991 году в одном из заброшенных павильонов ВДНХ. В кругах тусующейся молодежи это событие стало настоящей сенсацией: ночная жизнь поделилась на «до» и «после». На заброшенных промышленных территориях стали открываться техно-клубы. Это был настоящий андеграунд: поначалу в таких местах даже не было фейсконтроля — тогда клубная культура лишь начинала формироваться в России.
Однако со временем криминальные элементы поняли, что в таких местах крутятся неплохие деньги. Не выдерживая давления, техно-клубы «по-немецки» в России стали закрываться один за другим. А на их место пришли гламурные и фешенебельные заведения, владельцы которых имели возможность без проблем контактировать с мафией.
Сейчас местные клубы уже не «прессуют» криминальные элементы, поэтому за последнее время в стране открылось множество независимых культурных пространств. В том числе — на территориях заброшенных предприятий.
Клуб и творческое объединение Gazgolder («Газгольдер»)
Клуб Gazgolder открылся в 2005 году на территории бывшего газового завода «Арма», построенного в середине XIX века. К открытию заведения приложил руку Богдан Титомир. Шоумен обратил внимание на перспективного малоизвестного рэпера Басту и принял участие в его продюсировании.
Постепенно, вокруг Gazgolder сформировалось полноценное рэп-комьюнити, продюсерский центр, музыкальный лейбл и студия звукозаписи. А популярный на всю страну рэпер Баста стал совладельцем клуба наравне со своим партнером по бизнесу Евгением Антимонием. Изначально владельцы Gazgolder делали упор на рэп-музыку, но в последние годы в клубе регулярно проходят техно-вечеринки.
Клуб-формация Arma17
«Матерью» современного русского рейва можно считать Наташу Абель. Свой первый клуб она открыла по соседству с «Газгольдером», в доме номер 17. На дворе был 2008 год — тогда диджеи за пультами на ее вечеринках вместо техно играли progressive house.
Спустя год в здании случился пожар. Команде пришлось перебраться в «убитое», но просторное помещение, находившееся на том же заводе. Тут и начался «расцвет» Arma17. Число поклонников стабильно росло, команда Наташи Абель расширялась, а мероприятия постепенно превращались в многодневные музыкальные фестивали. Клуб регулярно входил в рейтинги самых популярных ночных заведений мира и сыскал популярность у тусовщиков разных стран и поколений. Именно здесь началась вторая волна моды на техно-музыку в России.
Однако в 2014 году заведение пришлось закрыть, так как на его месте собрались возводить бизнес-центр. С тех пор формация больше не имеет отношения к конкретной локации. Тем не менее впоследствии Arma17 стала одним из самых успешных музыкальных промо-проектов мира.
Для своих мероприятий Наташа любит выбирать площадки, созданные на базе заброшенных индустриальных построек. Например, машиностроительный завод «Молния» в Москве или завод Степана Разина в Санкт-Петербурге.
Mutabor
Mutabor — еще один успешный проект деятельной Наташи Абель, созданный совместно с Александром Лестюхиным (музыкальный проект Poima). Клуб открылся в 2019 году на территории государственного завода по изготовлению подшипниковой продукции.
Mutabor изначально задумывался как место, выходящее за рамки формата ночного клуба. Это огромное многоуровневое пространство, где проходит множество фестивалей, концертов, выставок и перфомансов. С момента открытия площадка постоянно трансформируется: некоторые ремонтные работы ведутся и по сей день. В этом заключался изначальный творческий замысел Наташи Абель — чтобы здание менялось на глазах его посетителей.
Одновременно продуманный и самобытный, клуб по праву считается одним из самых востребованных арт-пространств современной Москвы. В Mutabor тянутся перспективные деятели современного искусства — здесь проходят самые актуальные культурные события города.
Институт и бар Strelka («Стрелка»)
«Стрелка» находится на территории бывшего завода «Красные текстильщики». Институт заработал в 2010 году: это международное образовательное учреждение в области медиа, архитектуры и дизайна. Он входит в список 100 лучших архитектурных школ мира и развивает множество проектов по улучшению города.
Идея создания «Стрелки» принадлежит деятелю культуры и бизнесмену Илье Осколкову-Ценциперу. Один из ее важнейших элементов — одноименный бар, созданный для привлечения внимания молодой аудитории (а также монетизации культурного проекта).
Strelka Bar располагается на берегу Москвы-реки напротив Храма Христа Спасителя. У него есть уютная терраса и выход на видовую крышу. По выходным там проходят концерты и мультижанровые вечеринки с диджеями.
«Смена» («Смена 2.0»)
В одном из бывших помещений ткацкой фабрики в Товарищеском переулке расположен кластер «Смена», также известный как «Смена 2.0». Он назван в честь «Смены» на Китай-городе, предыдущего проекта создателей кластера.
На территории бывшей фабрики расположены шоурумы, кафе, бар, фудкорт, барбершоп, танцевальная площадка и выставочное пространство. В кластере регулярно проходят концерты и вечеринки, где можно послушать хип-хоп, грайм, индастриал, техно и другую музыку.
Преимущества индустриальных построек
Основное преимущество таких помещений — их низкая арендная стоимость для арендаторов. Вдобавок, если речь идет о молодых кластерах вроде Mutabor или «Смены», то их создатели могут существенно сэкономить на ремонте своих помещений — потому что урбания сейчас в тренде.
Конечно, оборудуя здания под свои нужды, зачастую необходимо вкладывать деньги в установку внешних и внутренних коммуникаций. Зато взамен вы получаете огромные пространства в престижных районах Москвы под свои запросы. К тому же заброшенным промышленным зданиям дается вторая жизнь, что тоже оказывается несомненным плюсом.