«Уже не здесь, но еще не там» — «ЛЮТИК» выпустила новый альбом | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

«Уже не здесь, но еще не там» — «ЛЮТИК» выпустила новый альбом

Борис Болелов   31 мая 2024
9 мин
«Уже не здесь, но еще не там» — «ЛЮТИК» выпустила новый альбом
Фото: архив пресс-службы
Сборник личной трансформации, контрастов и противоречий, которые одновременно разрывают и делают самим собой. Саша Москалец выдает невероятный диапазон чувств, эмоций и ощущений. Движение, путь и скорость уживаются с самурайским спокойствием и умением ждать, а желание взять все и прямо сейчас рифмуется со стремлением отдать, обнять и поделиться — четвертый альбом «ЛЮТИК» получился по-настоящему новым.

Кажется, это альбом света, добра, тепла, солнца и трансформации. Хаос уже не твоя суть?  

Хаос — это суть всего, мне кажется. Вопрос всегда в его контексте. Круто, что ты вспомнил строчки из песни «Люто». Помимо слов «хаос — это моя суть, хаос — это твоя суть», с чем я согласна и сейчас, я пела: «Если бежать, то с плохим парнем». Сейчас хочется только с хорошим и по возможности не бежать. 

Я писала альбом два года, так что получилось зафиксировать путь от момента, где «все твои бури идут по мне» из прошлого релиза до «меня целует солнце каждую минуту с тобой» из нового. Одна и та же я, совершенно разные они — вопрос контекста, получается. 


Название альбома будто намекает на растерянность и неопределенность. 

Вообще, название — о конкретном состоянии: когда сидишь в самолете, когда поднимаешься на борт корабля, когда выезжаешь на машине со стоянки или когда поезд дергается и начинает медленно набирать скорость. Это ощущение легкой взволнованности, возбуждения, ожидания неизвестности, мурашек и предчувствия. Не плохое, не хорошее, просто переходное.

«Уже не здесь, но еще не там» — это про переезд, про влюбленности, расставания, прощания и неожиданные твисты, когда не знаешь, что будет через месяц, одобрят ли тебе визу, дождутся ли тебя и ждут ли вообще. Это чувство сбрасывает на тебя гирю тревожности, но одновременно дарит неожиданную легкость: «Самураи умеют ждать. Это легко, когда нечего терять». Ну и «паспорт тянет меня к земле, рюкзак тянет меня к солнцу» — прости, но я буду отвечать строчками из нового альбома! 

Релиз для меня необычен тем, что я очень долго была с ним наедине. Много ночей записывала сама себя на студии, даже в разгар новогодней вечеринки умудрилась записать три новых демки. Ехала в пять утра домой в каком-то убийственно-трезвом сознании, слушала их в наушниках и думала: как это необычно, что я чувствую себя такой сильной и уверенной, когда в этой паре теперь только двое — я и моя музыка.

Ну и мне куда больше нравится новое звучание. Я вообще не люблю сильную обработку вокала.  Мне нравится, когда голос звучит близко и тепло, а инструментов не так много. Хочу делать песни, которые легко играть на пианино в пустом баре или дома под гитару — так честнее.

Я люблю оставлять пасхалки, которые могут понять плюс-минус 10 моих близких друзей. Например, в лирической и грустной песне «Собаки» — уже после того, как я ее написала, — мне показалось смешным вставить почти незаметную отсылку к песне Kizaru — Errbody Sleeping. По двум фразам — «пока все спят» и «все мои собаки» — вряд ли кто-то сможет догадаться о том, что здесь есть связь, если только я сама не скажу об этом. 

В песне «Лапки» я говорю о том, что не хочу ничего выбирать. Мне не стыдно сказать, что мне стыдно слушать ЛСП, но детство не выбросить из истории. В треке «Монетка», когда Олег спрашивает: «Как мы их [моделей] поделим?» — он предлагает выбор: орел или решка. Олег, мы не будем ничего делить! «Я хочу все, мне так нравится больше». В общем, не уверена что мой юмор можно понять и простить, но поверьте — его более чем.


Расскажи о новых, необычных и других песнях альбома. Самой нетипичной кажется «Темные глаза». 

Да, наверное, «Темные глаза» — это самая важная для меня песня в этом релизе, поэтому я решила сделать ее фокусной.

В моем собственном плейлисте побеждает энергичная, позитивная музыка. Это 80 % хип-хоп, а в остальном — кантри, фанк и разное соул-рэперское. Не люблю и не слушаю грустное, шугейз, хтонь и депрессию. Я не думер, я немного агрессивный блумер. Трэп, мумбакор, джерси-клаб! 

Думаю, стоило понять раньше, что таким, как я, нужно стараться окружать себя похожими людьми, которые влюблены в солнце. «Мой светлый полдень, мой зимний покой»: я не постеснялась и добавила свой покой в видеотизер песни так, чтобы точно было понятно, кто отвечает за вдохновение на оптимистичную часть релиза — исследуйте потом! 😉


Ты же уже несколько лет живешь в Турции. Каково это — делать альбом на расстоянии от всего и всех?

Раньше я работала над проектом вместе с бывшим мужем, но около трех лет назад он ненадолго уехал в рехаб, и наши пути разошлись. Думала, что мне будет сложно писать что-то после таких изменений, но вышло наоборот. 

С новым продюсером (он считает себя не продюсером, а музыкантом, потому что я сама решаю, что и как будет звучать, но, мне кажется, этого слова недостаточно — он мой музыкальный бро!) мы давно дружим, он несколько лет был гитаристом проекта. За время нашей совместной работы я поняла, как это круто, когда в музыке не остается места агрессии и негативу, когда это чистый кайф и плюс рэп. Делать музыку на расстоянии мне скорее нравится: много часов в «Дискорде» каждый день, вокал записываю в шкафу. В нашей студии на Басманной тоже было супер, но, думаю, я сама не заметила, насколько сильно устала от людей и насколько на самом деле люблю камерность. 

Мы успели выпустить минимум 10 песен, а демок записали на три альбома. Впереди более электронные и танцевальные треки, в которые я уложила всю свою оставшуюся грусть прошлых лет. И много секса! 🙂 Пока мы заканчивали этот релиз, параллельно я писала светлый и добрый акустический альбом. Надеюсь, через год, когда он выйдет, я буду в том же настроении и больше никогда не буду писать ничего грустного. Может быть, начнется фанк?


Как вообще научиться ждать, если живешь в большом городе?

Мне кажется, купить билет в один конец, в город поменьше. Мне очень понравился экспириенс, всем советую. Мегаполисы переоценены, моря и горы — топ. 

Недавно вспоминала, сколько всего было в Москве, как я за одну неделю успевала подиджеить, выступить где-то спикером, забежать на радио, посетить несколько брендовых вечеринок (например, во вторник и четверг!), и это все параллельно с несколькими рабочими проектами, музыкой и личной жизнью. Мы выступали на Пикнике «Афиши», Bosco Fresh Fest, международном фестивале Сергея Курtхина (SKIF), на Тверской, в Парке Горького и других московских локациях… Да много где, если так подумать. Не понимаю, откуда у меня брались силы на улыбки. Бывает, иногда немного скучаю по этому, но потом выглядываю в окно, вижу горы — и отпускает. 

Так и живу: много рисую, играю на пианино, работаю на работах и каждый день пишу песни. Но, думаю, это больше похоже на позицию бегуна перед стартом: безмолвный штиль всегда предшествует сильной буре. 


Какие у тебя сейчас отношения со старыми альбомами и песнями? 

Честно говоря, я слушаю только те песни, которые начались с релиза Lemon Pie. Чаще в наушниках треки, над которыми работаю в моменте, или те, которые только что придумала. Я думаю, что песня, как нож: можно придумать много разных смыслов и целей — убить, нашинковать салат или вырезать деревянную лошадь. Сам нож никакого посыла не несет — просто железка с ручкой.


Музыкант должен объяснять свои песни, чтобы их «правильно поняли»? 

Не должен, но может. Мне важнее, чтобы герои моих песен понимали, что там по сюжету. Иногда приходится проводить лекции и рассказывать: вот эти две строчки об этом, это вообще о событиях двухлетней давности, а эти слова — дань уважения моей собаке. Мне бы хотелось завести себе секту толкователей песен, которые записывали бы все отсылки в огромные тома и рассортировывали их по хронологии. 

Каждая моя песня написана для того, чтобы помнить о важном, когда становится грустно. «Попробуй не сказать мне “да” — я покажу тебе дорогу в ад», «Я макушки этих сосен заточила, как копье», «Я достаю дробовик, я стреляю в лоб» — песни для того, чтобы нести под них знамя. 


А что для тебя главное в твоих песнях?

Это кусок сердца, запечатанный в звук. Мне кажется, это ощущается. Однажды во время записи у нас порвалась струна на гитаре, и, возможно, для других — это заявка на перезапись, но не для меня. Для меня это снимок момента. В наших треках пасхалки не только в моем нечитаемом юморе, но и в звуках, которые не всегда можно поймать, если не знать, что они там есть, и в самом подходе.

Приехав в Самсун, я почти сразу нашла студию звукозаписи. У меня был выбор: записываться самой в шкафу на старый микрофон, но без людей и полностью контролировать процесс — или пойти туда. Может показаться, что вопрос качества звука должен быть решающим, но мне важнее записаться именно в том настроении, которое приходит не по расписанию. Записать в интро голос парня, о котором написана какая-то песня, вставить в один из треков звук городского шума, записанного в переулке у дома на диктофон, — я о таких штуках. Музыка, нарочито сделанная без смысла, чтобы отключить голову, мне тоже нравится, но и она, на мой взгляд, может быть самобытной. 


Что ты думаешь о нынешней музыкальной индустрии в России: что радует, а что расстраивает?

О расстройствах не будем, а радует — все, что делает сейчас Яндекс.Музыка. Своими глазами вижу, как топово отрабатывает Моя волна, и часто получаю фидбэк от слушателей, что они совершенно случайно услышали трек по рекомендациям и остались в итоге навсегда.

Не говоря уже о новой системе донатов — за три месяца собрала себе на новый микрофон!


…А еще у тебя есть рэп-проект. 

Время для признания: на самом деле я идентифицирую себя как фонкершу. Если честно, с трудом сижу на месте, зная, сколько у нас рэп-демок. Было легко пропустить, потому что я ничего никому не сказала, но полтора года назад у меня произошел рэп-дебют. Для нового проекта я выпустила две песни, записала еще пять, даже успела снять клип — и не опубликовала его. Так что самое время послушать, пока я готовлю ковровую бомбардировку новых релизов.