«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой | Город | Time Out

«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой

Екатерина Сахарова   18 марта 2024
8 мин
«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой
Фото: Дмитрий Ермаков, Денис Поминов, архивы пресс-служб
Вертушки, микшеры, драм-машины и другую аппаратуру сегодня можно увидеть не только на лайвах профессиональных диджеев, но и дома у тех, кто встал за пульт, уже получив основную профессию. Time Out поговорил с людьми, для которых электронная музыка стала больше, чем хобби.

Юля Степанова, медиахудожница, 34 года

Стаж занятий: 5 лет

В детстве я училась в музыкальной школе по классу аккордеона и фортепиано. С тех пор занималась вокалом, проходила разные курсы, связанные с музыкой: по продакшену, диджеингу, позиционированию себя как инди-артиста.

Я росла в небольшом городе в Подмосковье, где мы с друзьями организовывали драм-н-бейс вечеринки. Сначала ходила на них как слушательница, а со временем стала МС: устраивала перформансы из пения и речитатива под диджей-сет. Потом много лет сотрудничала с другими музыкантами как вокалистка и сонграйтер, но не участвовала в продакшене, пока не поняла, что хочу и могу больше времени уделять музыкальному творчеству и быть независимой в этом процессе.

Вначале я ощутила некий порог вхождения: написание музыки стало моим первым опытом создания искусства на компьютере. Мне помогла моя наслушанность и база из музыкальной школы. Я начала с самостоятельных уроков по туториалам на YouTube, а когда решила переключиться на Ableton Live (компьютерная программа для музыкантов. — Прим. ред.), прошла небольшой курс, чтобы сразу понимать функционал софта и опорные точки в работе. У меня есть близкие люди и друзья, которые занимаются продакшеном музыки, поэтому мне было с кем посоветоваться, что тоже важно.

Самая большая задача, на мой взгляд, — найти свой звук: подобрать семплы и плагины, с которыми нравится работать, изучить функционал наиболее используемых инструментов. К тому же я работаю со своим голосом, поэтому мне было важно научиться записывать и обрабатывать его. В каком-то смысле это уникальный путь: есть вещи, которые ни у кого не спросишь, — нужно опираться на собственную наслушанность и эстетические ощущения.

Я придумала себе челлендж: писала и публиковала в соцсетях скетчи на разные темы. Это помогло привыкнуть к процессу продакшена, создать свою рутину и инициировать контакт с аудиторией. Первый трек написала, наверное, за месяц, в процессе показывая его мужу — он консультировал и поддерживал. Хоть мы и близки, поначалу мне было страшно с ним делиться, я тяжело воспринимала критику. Уже позже я стала экспериментировать с разными форматами, выпускать музыку под псевдонимом Night Editor и выступать со своим материалом. До сих пор люблю ломаные ритмы: слушаю как танцевальные жанры — джангл и брейккор, так и более спокойные — даунтемпо, фьюче-гэридж, а также эмбиент и авангардную современную музыку.

Мой путь именно в диджеинге начался, когда я попала на воркшоп под эгидой женского музыкального сообщества «Параллель», который проводили девушки-диджеи из Британии, мекки электронной музыки. Женщины в музыкальной индустрии сталкиваются с предубеждениями и давлением — как и в других профессиях, особенно основанных на использовании технологий. Участие в «Параллели» придало уверенности и веры в себя, помогло увидеть пути развития.

Сейчас я представляю свой материал и диджей-сеты на разных площадках. Участвовала в резиденциях и коллективных выступлениях с другими музыкантами — это был интересный опыт. Горжусь тем, что выступала на одном из крупнейших фестивалей электронной музыки в России, а одна из моих саунд-арт-работ попала на фестиваль современного искусства в Глазго. 

В последнее время переосмысливаю свой музыкальный путь и готовлю новый материал и лайв-программу. В планах создать платформу creative tech для женщин с упором на музыку и медиа-арт, чтобы предоставить возможность для образования, развития и творчества в свободной и этичной среде, в которой девушки будут видимыми.


Михаил Антоненко, оператор-постановщик, 33 года

Стаж занятий: 1,5 года

В детстве я занимался фортепиано — помню, как с сестрой играли в четыре руки. Но из знаний практически ничего не осталось, кроме стишка про название нот и «котят, которые прицепились и бесплатно прокатились». Любовь к электронной музыке проснулась, когда друг позвал меня на концерт одного из ведущих музыкантов фестиваля Burning Man Rebolledo в Mutabor. 

После года знакомства с разными жанровыми направлениями я понял, что тоже хочу писать музыку — она постоянно играла у меня в голове. На первый взгляд все выглядело просто — казалось, стоит только открыть программу, как все само волшебным образом напишется и сыграется. К компьютеру у меня своеобразное отношение: занимаясь музыкой, я стараюсь его максимально избегать — на основной работе его хватает с лихвой. Куда больше меня манят настоящие драм- и басс-машины, синты и модуляры — все эти переключатели так и просят их покрутить, чтобы показать магию звуковых волн.

Я меломан и считаю, что музыка должна вызывать эмоции: если композиция проникает в мое сердце, я ее слушаю, если нет — мимо. Последнее время большая часть моего плейлиста — это разнообразные электронные жанры и музыканты: от медитативных перфомансов Терри Райли до убойных сетов резидентов Monasterio.

Пока я в процессе обучения и только начинаю вникать в тонкости, буквально каждый день открывая для себя что-то новое. В начале пути сложностей было много. Если ты собираешься писать электронную музыку, придется не просто иметь хорошую базу, а становиться композитором, дирижером и при этом одновременно играть на всех инструментах. 

С нетерпением жду, когда мой любимый музыкант Дима Ковязин (Дима, надеюсь ты это читаешь!) откроет набор на свой курс. А пока сам — YouTube, конечно, в этом плане очень помогает. И любимая жена, которая покупает и дарит мне обучающие книги!

Дома скромный набор: драм-машина, семплер, синтезатор и аналог «303» (популярный инструмент для создания электронной музыки. — Прим. ред.). Отдельно треки пока не записываю, все храню на железе. Мне больше нравится играть лайвы, сочинять что-то на ходу, а потом через пару недель начинать сначала, дополнять написанное. Часто по вечерам я играю для жены: говорит, что нравится, и я ей верю. В планах продолжать учиться и написать свой первый трек.


Дарья Вениславичева, PR-директор театра Пространство «Внутри», 33 года

Стаж занятий: около 2,5 лет

Я отучилась три года в музыкальной школе по классу фортепиано, владею акустической гитарой. Окончила журфак и ГИТИС как актриса музыкального театра. После выпуска недолго пела оперу и мюзиклы, но решила не продолжать классическую карьеру, хотя до сих пор иногда участвую в постановках.

В 20 лет у меня была своя поп-рок-группа с живыми инструментами, но я очень хотела делать что-то более сложное и интересное. Примерно тогда же я всерьез увлеклась Radiohead и другими электронщиками и поняла, что мне хочется развиваться в этом направлении. 

Я слушаю разную музыку — от джаз-фанка до синти-попа и чиллвейва. Мне нравится ретроволна, вплетения фолка и сложных ломаных ритмов. Когда типичные гармонические манипуляции перемежаются с неожиданными ходами. Нравятся наслоения и музыкальные оксюмороны, синтез стилей. А еще я очень люблю барочную оперу. В моем плейлисте — от Аллы Пугачевой до Moderat.

Сейчас я выпускаю музыку на платформы под псевдонимом Синтэстетка. Создаю ее в программе Ableton — это один из самых удобных профессиональных софтов. Научиться было непросто, мне очень помогли очные курсы по написанию музыки в школе Антона Маскелиаде. До этого был небольшой опыт звукозаписи в программе Cubase, но он был очень кустарный — получалось создавать только демоверсии треков.  

Свой первый электронный трек я написала за две недели во время учебы. Он инструментальный, называется Resistentia. Мой педагог сказал, что это что-то из разряда high-concept, то есть нечто новаторское. Трек сложный, глитчевый, с нарочитыми помехами, очень импульсивный. Позже он вошел в мой мини-альбом «Баян». Близким композиция понравилась, хотя некоторые ожидали от меня большей попсовости и хитовости. Я писала музыку и для коммерческих проектов: аудиоролики под онлайн-тренировки и медитации для крупной спортивной компании, джинглы для подкастов. 

Сложности связаны в основном с необходимостью сочетать творчество и работу. Иногда банально не хватает сил и времени, но я стараюсь уделять композиторству почти каждый день. Очень удобно быть DIY-артистом, когда весь продакшн делаешь сам. Но здесь важно не скатиться в излишний перфекционизм.

Диджейского пульта у меня нет, для живых сетов я использую программу Ableton, которая идеально для этого подходит, и MIDI-контроллер для создания эффектов. Также подыгрываю себе на клавишах во время пения, пока воспроизводится минусовка.

Летом прошлого года я отыграла пять сетов в Грузии, а 20 марта даю большой концерт в московском Powerhouse. Сейчас выпускаю два фита — впервые на лейбле, который помогает с дистрибуцией. А еще в этом году меня пригласили в главную музыкальную резиденцию мира — OneBeat в США. 

В моих планах выпускать новые треки, выступать в разных городах мира, наращивать прослушивания и делать крутые коллаборации.