«Сначала мы делаем культурный проект, а уже потом — бизнес»: интервью с генеральным продюсером «Архстояния» Юлией Бычковой
Расскажите, в чем особенность «Архстояния» этого года?
В этому году мы впервые сделали программу из более чем 30 кэмпов разных творческих объединений. Это отражает тему фестиваля — «Мы». Будет представлен огромный пласт профессиональной и полупрофессиональной российской художественной культуры. Также расширилась программа культурных институций из разных регионов. Мы начали делать ее еще в прошлом году, когда поняли, насколько важно слушать и слышать друг друга, понимать, кто и как проживает эпоху сдвига тектонических плит.
Например, Агентство развития Норильска создало большой лабиринт, чтобы с помощью разных инструментов показать, как звучит арктический ветер. А еще любой желающий может стать художником в путешествующей галерее Banana Gallery, которая легко собирается из банановых коробок в любой точке мира, Луны или Марса. Очень радует то, что «Архстояние» становится площадкой для таких ярких региональных проявлений.
Помимо кэмпов сообществ и региональных институций, у вас в программе есть проект «Коллективные действия». В чем его смысл?
Любой человек может придумать концепцию, подать заявку и организовать на «Архстоянии» собственные коллективные действия. У нас уже больше десяти предложений-групп, в каждую из которых записалось около сотни человек. Например, можно искупаться в ночной Угре или даже прокричаться на склоне холма. На фестивале вы увидите группы людей, которые вместе занимаются чем-то необычным.
Но даже со всеми дополнительными активностями главными остаются проекты художников-хедлайнеров. Что ждет гостей в этом году?
Николай Полисский готовит масштабный проект «Баня-форум». В нем задействована профессиональная команда мастеров, которая круглосуточно будет парить всю фестивальную толпу. Параллельно будут проходить лекции, театральные представления и двигательные практики — то есть мы даем людям возможность через распаренное, расслабленное состояние еще и получить важную информацию.
Андрей Сяйлев создаст три больших инсталляции, в каждой из которых он изучает взаимодействие человека с растениями, птицами и насекомыми. Нам очень близка тема отношений людей с природой и экологией. По сути, эти контакты происходят каждый день и воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся, но у них тоже есть определенные алгоритмы.
Еще на «Архстоянии» пройдет репрезентация дома Александра Константинова, который мы получили в дар от «ГЭС-2» после его посмертной выставки. Это важный объект коллекции, он будет служить памятью о художнике.
«Архстояние» очень популярно у публики. Да и вообще, на всех ивентах в Никола-Ленивце постоянный солд-аут. Каково соотношение бизнеса и культуры в вашем проекте?
В первую очередь мы делаем культурный проект, а уже потом занимаемся бизнесом. Самое главное для нас — это художественная воля автора, которая позже превращается в бизнес-процесс. Мы смогли сделать так, что культура действительно поменяла экономику если не всего региона, то нескольких деревень точно. В арт-парке чувствуется, что все мы объединены любовью к искусству, развитию и созидательной форме отдыха, а не ресурсами. Наши гости всегда могут узнать здесь что-то необычное и любопытное, встретить новых людей.
Какой опыт проживают люди, которые приезжают на фестиваль? Какова ваша целевая аудитория?
На «Архстоянии» гости наполняются творческой и природной энергией, поэтому каждый уезжает отсюда обогащенным, с новыми знаниями, полученными благодаря свободному выбору, интуитивному чувствованию и случайным встречам. Наша публика находится в поиске своего , как и все мы в какой-то степени. Это люди, предпочитающие созидательные формы отдыха, любопытство им важнее, чем комфорт. Они хотят находиться среди единомышленников, стремятся изучать себя и расширять свои возможности.
В этом году на «Архстоянии» будет 46 площадок и много разных активностей. Что бы вы порекомендовали посетить обязательно?
Чтобы точно понять, чем «Архстояние» отличается от всех других фестивалей, сначала, конечно, изучите объекты художников-хедлайнеров — Николая Полисского, Андрея Сяйлева и Александра Константинова. А потом просто идите по зову сердца: куда бы вы ни зашли, вы точно найдете удивительную инсталляцию или станете свидетелем чего-то необычного.
Обязательно советую поучаствовать в интерактивном спектакле-лаборатории «Найти своих». На протяжении трех дней здесь учатся создавать пьесы, музыкальные инструменты и сценические образы, а в конце проходит большое шествие. Также рекомендую посетить культурные институции и кэмпы сообществ. Здесь точно всего не успеть, поэтому лучше заранее изучить программу и выбрать подходящие ивенты. Кроме того, у нас работает Telegram-бот, который поможет вам спланировать свою собственную программу на фестивале.
Расскажите, как выглядит работа генерального продюсера такого масштабного фестиваля? Что было самым сложным для вас?
Продюсер — это серый кардинал всех процессов. Человек, который отвечает за то, чтобы все произошло: находит деньги, создает команду, выбирает куратора, следит за сроками, устойчивостью и успехом проекта. Больше всего в работе мне нравится момент возникновения идей, это как рождение нового мира. А самые сложные и энергоемкие процессы связаны с удержанием тонуса команды, поддержкой экспертности и качества работы.
Команда становится намного мотивированнее, если ее участники объединены вокруг идеи, а не вокруг ресурса. Руководителю важно быть примером: показывать свою энергию и увлеченность, делиться мыслями, принимать взвешенные решения, налаживать коммуникацию. И, конечно, нужно всегда помнить о внимательном отношении друг к другу, учитывать состояние каждого участника, ведь в креативной индустрии люди — это самый главный ресурс.
Что позволяет вам не выгорать при такой большой нагрузке? Как вы совмещаете насыщенную рабочую жизнь с личной?
Во-первых, я очень дисциплинированный человек и считаю, что только дисциплина делает человека максимально свободным. Это касается не только конкретных действий, питания, режима сна и спорта. Прежде всего, дисциплина — это образ мыслей и понимание того, как устроены причинно-следственные связи и взаимодействия между людьми. В этом смысле я последователь кинорежиссера Ингмара Бергмана, который ставил дисциплину превыше всего, был невероятно въедливым и педантичным.
Недавно моя дочь спросила: «Как же, мам, ты 20 лет занимаешься одним и тем же проектом?» Дело в том, что каждый год мы работаем над «Архстоянием» как в первый раз: сотрудничаем с разными авторами, в разных медиумах, растем. Появляются новые испытания, задачи — все это дает ощущение новизны. А когда у руководства нет усталости, ее не будет и у команды. Также у нас периодически появляются дополнительные небольшие проекты. Например, три года назад мы придумали Школу Никола-Ленивца*, обучение в которой прошли уже порядка 150 студентов из 19 регионов страны. Так что после окончания фестиваля нам некогда скучать.
И я, конечно, умею полноценно отдыхать. Это базовая задача продюсера и любого другого человека, который берет на себя большую ответственность. Важно дать себе передышку не тогда, когда ты уже совсем обесточен, а когда ресурс исчерпан примерно на наполовину. Если не соблюсти это правило, то потребуется более серьезное восстановление. А если ты владеешь культурой отдыха, то всегда остаешься внутренне мотивирован, и это подсказывает, что нужно сделать еще, чтобы было интересно и классно.
Какой ваш источник мотивации? Что помогает вам создавать такие большие культурные проекты?
Моя внутренняя миссия — наполнить мир качественным искусством. Все мы столкнулись с постсоветским индустриальным наследием: многие города похожи друг на друга, поэтому жители таких однотипных пространств не нашли свою убедительную идею существования. Мне кажется, что я могу помочь людям обрести этот смысл через разные культурные и художественные инструменты.
Узнать все мифы и легенды Никола-Ленивца, синхронизироваться с природой и стать соавтором «Архстояния» этого года можно здесь.
*Школа проводит обучающие предпринимательские программы в области культурных и социальных проектов