«Властелин колец: Кольца власти»: что хорошо и что плохо в новой саге о Средиземье
Amazon выпустил один из самых дорогих и самых долгожданных сериалов — «Властелин колец: Кольца власти», в котором рассказывается история борьбы с Сауроном и создания тех самых артефактов, последний из которых Фродо бросил в жерло вулкана. Time Out посмотрел две первых серии шоу свободными от книжных предубеждений глазами и оценил плюсы и минусы основного конкурента «Дома Дракона».
Что здесь хорошо
Сюжет
Толкин не оставил нам подробной истории о союзе эльфов и людей для борьбы с Сауроном. В его книгах лишь упоминаются события Второй эпохи, которые произошли за три с половиной тысячи лет до того, как маленький хоббит из Шира отправился с гномами за сокровищами Эребора. Упоминаются и герои — но мельком, без подробностей и лишь те, кто принадлежал к вершителям судеб.
Поэтому сценаристам надо было проделать титаническую работу и придумать все, что не написал Толкин, так, чтобы это не вошло в слишком уж сильное противоречие с тем, что он написал. За этим, правда, бдительно следили миллионы поклонников саги, а также креативный консультант сериала Саймон Толкин, внук профессора и писатель-фантаст.
Итак, перед нами разворачивается история юной Галадриэль и великого мастера Келебримбора. Первая пытается отомстить за погибшего брата, Элронда, который служит тому самому королю Гил-Галаду. Второму предстоит выковать кольца. А еще тут есть эльфийский солдат, влюбленный в женщину-целительницу, неугомонная девчонка из семейства мохноногов-протохоббитов и еще бесконечное количество самых разных персонажей, придуманных с нуля. Все они станут частью великой войны с Сауроном — которого мы на этот раз сможем, кажется, увидеть не только в виде одинокого глаза на башне. По итогам двух серий можно сказать, что история вырисовывается довольно интересная — особенно та ее часть, которая касается падающей с неба звезды, но о ней мы ничего не расскажем во избежание спойлеров.
Мория
Во времена похода Торина и компании гномы уже потеряли свое великое королевство — но за три с половиной тысячи лет до этого Кхазад-Дум процветает и выглядит на экране гораздо лучше, чем королевство эльфов, которое слишком уж нарисовано. Сумрачная Мория — тоже один огромный спецэффект, но, по крайней мере, не настолько откровенный. К тому же здесь живет чуть не самый симпатичный пока персонаж саги — принц Дурин, тот самый родоначальник великого гномьего рода. Он рыжий, скандальный, добродушный и забавный, а еще он удачно женат на милейшей женщине и связан узами трогательной дружбы с Элрондом. Сцены с Дурином — просто отдых для души на фоне общего пафоса сериала, который временами отдает пионерскими линейками и профсоюзными собраниями.
Мохноноги
Если бы аккуратные домоседы Шира увидели своих предков, они пришли бы в ужас. А мы пришли в восторг, наблюдая нечесаных, чумазых и оборванных собирателей улиток, которые умудряются прятаться так, что их жилища сами по себе представляют целый аттракцион. Кстати, там ни раз и ни два можно будет увидеть прототипы круглых дверей — видимо, как привет из будущего и голубую мечту об уюте.
И да, эти протохоббиты — кочевники, так что в Бильбо говорила не только кровь Тука Бычьего Рева, но и всех поколений рода на три тысячи лет вглубь. Здесь мы встречаем семейство Брендифут и одну из будущих героинь, непоседливую и добрую Нори, которая мечтает повидать мир — пока этот мир в буквальном смысле не сваливается ей на голову.
Связь с фильмами Питера Джексона
Будем честными — это совершенно необходимый для успеха сериала элемент, поскольку зрителей, которые видели трилогии Джексона, точно больше, чем тех, кто осилил «Сильмариллион» и прочие тяжеловесные книги профессора. Приятно видеть на экране предка Торина и думать, о чем бы они могли поговорить. Приятно видеть дружбу Элронда и Галадриэль — совсем еще юных. Интересно по крупному плану фибулы на плаще догадываться, кого именно сейчас будут нам показывать. В сериале вообще много отсылок к фильмам, которые теперь уже можно считать классическими — но при этом мир, показанный шоураннерами, очевидно шире, чем мир Джексона, и это хорошо, поскольку поддерживает интерес.
Что здесь плохо
Эльфы
Бессмертные и невозмутимые, они были проблемой и раньше — поскольку с их появлением повествование сразу становилось невообразимо пафосным. В сериале все еще хуже: преисполненные чувства собственной значимости, эльфы медленно ходят и медленно говорят, причем изъясняются философскими метафорами, от которых сводит скулы. Более-менее живым выглядит только Элронд — вероятно, потому, что в нем нет чистой крови. Морвин Кларк пытается как-то добавить огня своей Галадриэли, но все равно не может вытащить героиню оттуда, куда ее загоняют крупные планы, небесный свет и сводный краснознаменный хор Валинора за кадром. Последнее — отдельная боль, как и чересчур красивая обитель Гил-Галада. Понятно желание создателей сотворить на экране идеальный мир, но они так постарались, что временами сериал выглядит как очень дорогой косплей на фоне фотообоев с осенними березками.
Актерская игра
Эта претензия касается не всех — мы, например, не бросим камень в Роберта Арамайо (Элронд), или Овайна Артура (Дурин), или Маркеллу Кавена (Нори). Но Исмаэль Крус Кордова играет Арондира, до степени смешения похожего на Серого Червя из «Игры престолов» — на его лице ровно одно выражение, с которым он носится туда-сюда. Блюстители расовой чистоты эльфов уже высказали миллион претензий к цвету кожи этого героя — а стоило бы волноваться о том, что в нем невозможно заподозрить влюбленного.
Бенджамин Уокер, которому досталась роль верховного эльфийского короля, похож скорее на императора Нерона в минуты просветления — и лучше явно не будет, поскольку написанные для него реплики невозможно произнести, не принимая позу бронзового истукана. С остальными актерами, играющими эльфов, дела обстоят не лучше — так что начало сериала смотреть просто невозможно.
Затянутое повествование
Прежде, чем на экране всплывет титр «Властелин колец: Кольца власти», пройдет почти 18 минут. Все это время будет длиться предыстория, изложенная, как водится, закадровым женским голосом с небольшими вкраплениями действия. Затем шоураннеры наконец-то переходят к сути — по-прежнему никуда не торопясь, как будто зрители тоже наделены бессмертием и у них есть лишних два часа, чтобы наслаждаться медленной поступью истории. Да, хронометраж серии — больше часа, и это само по себе не проблема. Беда в том, что ощущается ход времени как в плохом кино, то есть пять минут за пятнадцать. Будем надеяться, что дальше дело пойдет бодрее.
В оформлении материала использованы кадры из сериала