10 лучших выставок апреля: иконы, космос и стеклянные шедевры
10 лучших выставок апреля по версии Time Out:
- «После импрессионизма»
- «Жизнь и чудо. Иконы XIV – XIX веков из частного собрания»
- «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»
- «На языке правил и исключений. Наука и искусство»
- «Илья Ибряев. Свет вокруг нас»
- «Не-место»
- «Фальконье. Архитектура света»
- «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
- «Небесное воинство: образ и почитание»
- «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»
«После импрессионизма»
Где: Галерея искусства стран Европы и Америки, Волхонка, 14
Когда: 18 апреля – 20 августа
ПодробностиВыставка с говорящим названием «После импрессионизма» показывает, как развивалось русское искусство в конце XIX – начале XX века, как художественные течение Запада влияли на становление авангарда и модернизма.
Русские художники, знакомясь с передовым искусством Франции того времени, на его основе разрабатывали собственную манеру письма. Так, например, пуантилизм нашел свой отклик в художественном языке Натальи Гончаровой, Казимира Малевича и Роберта Фалька.
Диалог зарубежного и отечественного искусства представлен в экспозиции на примерах работ таких знаковых художников, как Клод Моне, Жорж Сера, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Валентин Серов, Константин Коровин и других. На выставке представлены работы не только из коллекции Пушкинского музея, но и из Третьяковской галереи, Русского музея и региональных собраний.
«Жизнь и чудо. Иконы XIV – XIX веков из частного собрания»
Где: Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 12
Когда: 19 апреля – 13 августа
Третьяковская галерея представляет более 70 русских икон XIV – XIX веков из частного собрания, большинство из которых – житийные иконы святых. В таких изображениях, как правило, образ святого окружен рассказом о его жизни и чудесах.
Зрители могут читать такие иконы словно книги – изображения легко воспринимаются даже теми людьми, кто не знаком с житийными текстами.
На выставке популярные образы пророка Илии и Николая Чудотворца соседствуют с более редкими образами святителя Тихона Амафунтского и Иосифа Песнописца. Представлено в экспозиции и редкое изображение мученика Вонифатия – к нему особенно часто обращались люди для освобождения от греха пьянства. Особое место на выставке занимают образы Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах.
«Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»
Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Когда: 28 марта – 13 августа
Выставка «Увидеть неизвестное» – это продолжение проекта «Моя Третьяковка. Из реального в виртуальное», в котором кураторы объединяют офлайн- и онлайн-площадки музея.
Рядом с каждым экспонатом здесь расположен QR-код, открывающий портал в бескрайнюю цифровую коллекцию Третьяковки. Экспозиция в этот раз сосредоточена на живописи и скульптуре XVII-XXI веков.
Интересно, что картины расположены не по хронологическому принципу, а по жанрам: работы Федора Алексеева могут висеть рядом с произведениями Василия Кандинского, а сюжеты Натальи Гончаровой – рядом с полотнами Алексея Венецианова.
За скульптуру на выставке отвечает плеяда авторов от Федота Шубина до Игоря Шелковского. Посетители также могут насладиться редкими фарфоровыми композициями Алексея Сотникова – одного из ведущих керамистов XX века.
«На языке правил и исключений. Наука и искусство»
Где: Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1А
Когда: 4 апреля – 2 июля
Еврейский музей объединился с Политехническим, чтобы создать семейный проект на стыке науки и искусства.
Экспозиция состоит из шести разделов, посвященных астрономии, биологии, физике, оптике, географии и биомеханике. Интерактивные объекты в них расположены рядом с произведениями искусства и научными приборами.
Например, в разделе «Астрономия» посетители могут увидеть телескоп XVIII века и складные солнечные часы, полюбоваться на работы художников Ростана Тавасиева и Гарифа Басырова, а затем в интерактивной песочнице с технологией дополненной реальности создать свой собственный космос. В общей сложности в экспозиции зрители найдут более 80 произведений, охватывающих временной промежуток в 500 лет, начиная с эпохи Возрождения до новейшего искусства, а также шесть интерактивных объектов.
«Илья Ибряев. Свет вокруг нас»
Где: Галерея Классической Фотографии, Саввинская набережная, 23 стр. 1
Когда: 2 апреля – 30 апреля
Илья Ибряев – один из наиболее известных российских художников-акварелистов, участник биеннале акварели в Китае, Франции, Таиланде и Мексике. Воздушная техника заинтересовала его в раннем детстве: его работы словно воспоминания о тех наполненной эстетикой днях.
Как-то художник признавался, что отдает предпочтение отечественным петербургским краскам, поскольку они превосходят все остальные по прозрачности. Для его работ это важный показатель, настолько они нежные, пронизанные светом.
В качестве сюжета автор чаще всего выбирает природу и городские виды, лесные пейзажи, водные пространства, капли росы на листьях и первые солнечные лучи. Помимо акварели Ибряев работал и в других техниках: их можно увидеть на выставке. В экспозиции представлено более двухсот произведений автора из личного архива, в том числе керамика и графика.
«Не-место»
Где: Граунд Солянка, ул. Солянка, д. 1/2, стр. 2
Когда: 4 апреля – 21 мая
Французский антрополог Марк Орже ввел в обиход понятие «не-место» – это пространство, у которого, в отличие от населенных локаций, отсутствует своя история, культура, традиции.
Это своеобразные места-призраки – пересадочные магистрали, аэропорты, транспортные средства, торговые центры – в них постоянно присутствуют люди, но делают это мимоходом, не задерживаясь надолго. Групповая выставка в Граунд Солянке исследует этот феномен: зрителя погружают в призрачный и неуловимый мир ускользающих образов.
Так, художница Полина Абина создала пространство с недоеденной лапшой быстрого приготовления на столе – посетителю кажется, будто он всего на секунду разминулся с обедающим человеком. На фресках Лины Хасановой с помощью искусственного интеллекта сталкиваются никогда не существовавшие в реальности люди, а Анна Комарова представляет зрителям свое видение апокалиптического мира.
«Фальконье. Архитектура света»
Где: Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина»
Когда: 7 апреля – 20 августа
Музей архитектуры в новом проекте подробно рассказывает о новшестве Гюстава Фальконье: на протяжении всей жизни он занимался разработкой пустотелых стеклянных кирпичей.
Материал был прочным, легким и невероятно эстетичным – он мягко приглушал и рассеивал солнечный свет. Им можно было оригинально обыгрывать оконные проемы, перекрытия оранжерей, садовые парковые павильоны и другие сооружения.
Изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, а затем интерес к нему распространился по всему миру. Успех был не слишком долгим: уже в 1930-х годах на смену дорогому материалу пришли более универсальные стеклоблоки, которые применяются и по сей день. Недавно интерес к технологии Фальконье снова разгорелся – во многом с помощью экспериментального петербургского производства NWGlass.lab. Их экземпляры стеклянных кирпичей представлены на выставке наряду с сотней других тематических экспонатов.
«На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»
Где: Музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом, Дольская, 1
Когда: 18 марта – 25 августа
Выставка «На грани», несмотря на хрупкость своих экспонатов, оказывает на зрителя мощное чарующее воздействие.
Художественные возможности стекла поражают воображение: здесь, как в живописи, можно моделировать свет и тень, выбирать необходимую фактуру и создавать замысловатые узоры. В этом мастерам помогает гранение и гравировка.
«Гранение работает со светом, гравировка – с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса – фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы», – отметила сокуратор выставки Александра Герасимова (Степина).
История художественного стекла в России переживала постоянные взлеты и падения. В XX веке произошел новый виток этого направления: тогда стали открываться многочисленные стекольные заводы, появилось управление стекольной промышленности «Главстекло» и многое другое. Как результат – бум прекрасных работ, которые занимали первые места на международных выставках. Именно на этом периоде сделан акцент выставки: в экспозиции представлено около 200 экспонатов XX века.
«Небесное воинство: образ и почитание»
Где: Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
Когда: 17 марта – 20 августа
Начало истории христианства на Руси неразрывно связано с крещением князя Владимира в 988 году. После этого знакового события языческих богов в сознании народа постепенно стали вытеснять образы православных мучеников, святых, воинов.
Особым почитанием людей пользовался образ архангела Михаила, затем к нему стали добавляться другие имена святых воинов-мучеников – их лики писали на иконах, в их честь строили церкви, их просили о заступничестве в тяжелые времена.
Выставка «Небесное воинство» показывает наиболее яркие образы воинов-мучеников, среди которых Святой Георгий, Димитрий Солунский и Феодор Стратилат. Всего в экспозиции представлено более 130 произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Среди уникальных экспонатов – храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил», созданная около 1400 года.
«#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»
Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2
Когда: 17 марта – 13 июня
Кузьма Петров-Водкин у многих зрителей до сих пор ассоциируется исключительно с работой «Купание красного коня», хотя творческое наследие его огромно – это не только живопись, но и монументальные росписи в церквях, книжная графика, театральные декорации, литературные произведения.
Разносторонние интересы мастера находили отражение и в его стиле – сплаве иконографических приемов, фольклора, элементов постимпрессионизма и символизма. Петров-Водкин также преподавал живопись – одной из наиболее его известных учениц стала Мария Ломакина.
Выставка разделена на две части: в первой – показаны портреты, пейзажи и зарисовки художников разных лет. Во втором разделе экспозиции посетители увидят крымские работы авторов. В этой части особенно стоит упомянуть картину «Землетрясение в Крыму» Петрова-Водкина, которую для проекта предоставил Русский музей. Тогда художник оказался почти в эпицентре природной катастрофы, но отказался уезжать, чтобы сразу начать работу над полотном. В общей сложности свои произведения для проекта предоставили 28 музеев и частных собраний.