10 лучших выставок июня: искусственный интеллект, Малевич и Африка | Арт | Time Out

10 лучших выставок июня: искусственный интеллект, Малевич и Африка

Жанна Старицына   1 июня 2023
10 мин
10 лучших выставок июня: искусственный интеллект, Малевич и Африка
Парк Малевича
Начало периода отпусков и появление теплых солнечных дней в начале лета значительно повышают настроение. Добавить положительных эмоций могут столичные выставки: от биеннале уличного искусства до экзотичных масок Республики Мали. Time Out собрал лучшие выставки июня.

10 лучших выставок июня:


«По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала ХХ века»

Василий Савинский. Голова Зевса. 1876
Карл Гун. Копировальщицы в картинной галерее. 1870-е

Рисунок – важная часть обучения любого художника. На этом этапе мастера оттачивают свои навыки, изучая роль линии, штриха, светотеневой моделировки и других составляющих изображения. Рисунку уделялось огромное значение в ведущих художественных учреждениях России – Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, мастерских художников. Третьяковская галерея в проекте «По ступеням мастерства» показывает академические работы известных российских художников XVIII – начала ХХ века, среди которых Карл Брюллов, Орест Кипренский, Иван Крамской, Илья Репин и другие.

Во время обучения художники должны были копировать классические произведения, рисовать с гипсов, посещать натурные классы и работать над костюмными постановками. Примеры всех этих работ можно увидеть в экспозиции, причем многие из них представлены публике впервые.


«Выбор Добычиной»

Александр Головин. Портрет Надежды Добычиной. 1920

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

Когда: 8 июня – 24 сентября

Подробности

Надежда Добычина – одна из первых российских галеристок, именно в ее художественном бюро в Санкт-Петербурге впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича в рамках «Последней футуристической выставки картин 0,10». Также она организовывала показы работ «Мира искусства», Николая Кульбина, Натальи Гончаровой и других мастеров. В бюро регулярно проводились творческие вечера, концерты и спектакли.

На что обратить внимание:

Музей русского импрессионизма сделал Надежду Добычину главной героиней своего нового проекта. В экспозицию вошли произведения из ее личного собрания и работы с многочисленных выставок ее архитектурного бюро, среди которых картины Александра Бенуа, Константина Сомова, Кузьмы Петрова-Водкина – стоит обратить внимание на его эффектный ярко-красный натюрморт с яблоками и лимоном на столе. А третий этаж выставки посвящен интересным, но не случившимся выставкам художественного бюро – информацию о них восстановили по архивным документам.


«ВЕЩЬ! РЕ/КОНСТРУКЦИЯ»

Вадим Кибардин. Кресло Black Paper

Всероссийский музей декоративного искусства открыл первую в стране постоянную экспозицию отечественного дизайна XX-XXI веков. Она разделена на пять тематических зон – от предметов эпохи ВХУТЕМАС 1920-х годов до сегодняшних дизайнерских вещей. Первым делом на входе посетители видят интерьерную зону с советской мебелью, обоями и ковром. В следующих зонах показаны другие элементы жилых интерьеров эпохи СССР, деятельность мастеров ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, нестандартные формы концептуального дизайна, а также эксперименты в области материалов и текстур. Всего в экспозиции представлено более 50 экспонатов.

На что обратить внимание:

В экспозиции представлены работы многих ведущих современных российских авторов, например, Вадима Кибардина. В его творчестве крафтовые и ремесленные методы производства гармонично соединяются с машинными и цифровыми. В экспозиции ««ВЕЩЬ! РЕ/КОНСТРУКЦИЯ» представлено его черное бумажное кресло Black Paper.


«Александр Юликов. Пространственные альтернативы»

Александр Юликов. Желтый круг и черный квадрат. 2016
Александр Юликов. Знак. 1975

Стиль Александра Юликова – геометричный минимализм. В его работах лаконичные формы, четкие линии и большие однородные цветовые плоскости выполнены традиционным способом – с помощью кисти, масляных красок и холста. Этой манере он верен с начала своего творческого пути по сей день. Деятельность художника была отмечена в 2020 году премией Фонда Барнетта Ньюмана — одного из главных абстракционистов второй половины ХХ века. Жюри обратило внимание на индивидуальность и независимость русского автора.

Новая Третьяковка представляет первую персональную выставку мастера. В экспозиции зрители увидят более 50 произведений Юликова, созданных в период 1970-2020-х годов. В своих работах автор изображает множество квадратов, кругов, стрелок, а также часто использует мотив «разрезанных» произведений. При этом нередко достигается эффект визуальной «обманки», присущий оп-арту, когда зрителю кажется, будто холст на самом деле состоит из нескольких частей.


«Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали»

Церемониальный предмет Общества Коре-Дуга в виде стилизованной лошади

Новая выставка Музея Востока посвящена «тайным обществам» Западной Африки. Это важное культурное и социальное явление со множеством разнообразных художественных атрибутов, традиций, легенд, обрядов, песен и танцев. Некоторые общества, например, танцоры-шуты Коре-Дуга, за счет эффектных нарядов и масок больше напоминают театральные бродячие труппы. Это впечатление обманчиво, на самом деле участники играют важную роль в коммуникации людей, улаживании возникающих конфликтов и других межличностных процессах.

Помимо ярких и оригинальных масок в виде разных животных, в экспозиции представлены марионетки – их используют в церемониальных действах, призванных почтить духов леса и воды. Всего на выставке зрители увидят более 60 экспонатов, дополненных видео- и фотоматериалами и призванных показать, как традиции и экзотика сохраняют свои позиции в современном постиндустриальном мире.



Биеннале «Артмоссфера»

Видео-тизер биеннале

Где: Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8

Когда: 31 мая – 31 июля

Подробности

IV биеннале уличного искусства Артмоссфера расширяет свою географию: в 2023 году работы современных художников можно найти не только на Винзаводе, но и в других частях города, в частности на берегу Яузы и в центре дизайна Artplay. Тема основного проекта биеннале звучит так: «Община: Партнерство – Коллективность – Утопия». Среди участников Артмоссферы есть представители Италии, Бразилии, Аргентины, Сербии, Грузии и других стран. В общей сложности в биеннале приняли участие более 30 российских и 15 зарубежных авторов.

«Вокруг Винзавода развернется череда событий, которая должна будет привести к общей заботе о пространстве и его обживанию, совместным работам и работам в группах или работам о том, как существовать вместе, создавать группы единомышленников и даже художественные движения», – отметил куратор Андрей Паршиков.

На что обратить внимание:

Зрители могут посмотреть на работы целой плеяды современных художников: здесь есть мурал Маттео Черетто Кастельяно (CT), мурал Birds Амаро (Amaro Abreu), абстрактное граффити The arrival Пабло Харимбата (Pablo Harymbat), камерный объект-послание «Я желаю всем счастья» IHAR и другие. В программе биеннале также запланированы перформансы – аудиопроект «Гул» от независимого общества «22», сеанс фотопряток от петербургского объединения «Озерки», практика «Разделяя место» от художницы Елены Холодовой и другие. Не обойдется и без просветительской программы: 7 и 8 июля состоится IV Форум Уличного Искусства на тему «Паблик-арт или городское искусство сегодня».


«Буфер обмена»

Self Protection. Паркев Магдесян, Анна Кондрашова, Гузель Сулейманова

Студенты магистратуры по специальности «Технологическое искусство» Университета науки и технологий МИСИС стали главными героями новой выставки в Граунд Солянке. Они использовали новые инструменты и способы производства работ, чтобы исследовать тему буфера обмена – места хранения пользовательских данных на компьютере или другом гаджете. При сохранении данные трансформируются: художники решили переосмыслить этот момент и понять, похоже ли это на то, как эмоции и впечатления превращаются в предметы искусства.

Художники обращаются к современными проблемам и темам. Так, Данил Савинский в произведении «Опен фор АИ» и Анна Кондрашова в проекте «Бесконечный круг» размышляют о феномене нейросетей. А Александр Василенко и Глеб Иванов в работе «Видовая симуляция» исследуют симбиоз человека и искусственного интеллекта. Все работы в экспозиции были созданы в 2023 году. Обратите внимание, что у выставки есть возрастное ограничение 18+.


«Жизнь как кино»

Хорст П. Хорст, Корсет от Мейнбокера, 1939

«Жизнь как кино» – это более 30 фотографий советских и зарубежных мастеров, посвященных стилю ар-деко. Культовые представители американской школы – Шейла Мецнер, Гарольд Файнстайн, Эллиотт Эрвитт – покажут красоту архитектуры Нью-Йорка.

К ним присоединится фотограф Николай Драчинский, который делал многочисленные снимки во время своих командировок в США в 1960-х годах.

Но ар-деко – это не только архитектура. Стиль отразился на всех сферах искусства – живописи, моде, дизайне и, конечно, кинематографе. Посетители увидят «золотой век Голливуда» во всей красе: в экспозиции представлены портреты Вивьен Ли, Чарли Чаплина, Фрэнка Синатры, Мэрилин Монро, Греты Гарбо и других звезд. Помимо них, зрители смогут взглянуть на процесс съемок таких картин, как «Крестный отец», «Унесенные ветром», «Великий диктатор» и «Джокер» 1957 года.

На что обратить внимание:

Особое место в экспозиции отведено fashion-фотографии и здесь нельзя не отметить легендарную работу фотографа Хорста П. Хорста, которого называли «богом модной фотографии». Снимок «Корсет от Мейнбокера», созданный в 1939 году для журнала Vogue, стал одним из символов эпохи. На выставку его любезно предоставили из частной коллекции.


«Городская линия. Мэтью Дескур»

Мэтью Дескур. Городская линия

Фотограф Мэтью Дескур родился в Неи-сюр-Сен, совсем недалеко от Парижа, но затем переехал в Россию. Еще в детстве он увлекся снимками: старался запечатлеть дома, впечатления во время поездок. В Галерее классической фотографии представлена его серия «Городская линия»: размытые кадры светящихся в ночи зданий погружают посетителей в атмосферу универсального мегаполиса, который мы будто каждый день видим «на бегу». Если одним зрителям кадры сияющего города напоминают шум и суету по пути на работу, то другим снимки кажутся сном, чьим-то воспоминанием, которое настраивает на философский лад.

«Это цветные очень тонко и колоритно напечатанные произведения, где город предстает перед нами не рядом адресных планов, а как архетип. Конкретные здания становятся более абстрактными конструкциями, вертикалями, призмами или даже плоскостями. Их плоть наполнена воздухом-цветом. Небо стекает на наших глазах плоскостями домов, и это движение, кажется, преодолевает физическую природу фотографии – запечатленного момента…», – отметил куратор Олег Арнаутов.


Вторая часть экспозиции в Парке Малевича

Леонид Тишков. Частная Луна

Где: Парк Малевича, Московская область, Одинцовский районный округ

Когда: 2 июня

В подмосковном Парке Малевича при поддержке Третьяковской галереи открылась вторая часть экспозиции под открытым небом. К уже существующим скульптурам, арт-объектам и инсталляциям добавились еще пять произведений. Все они вдохновлены идеями русского авангарда, каждый экспонат по-своему стремится переосмыслить наследие XX века и найти связь с творчеством Казимира Малевича.

На входе посетителей теперь встречает «Человек бегущий» Игоря Шелковского. Он происходит из серии «Люди», над которой мастер работает с 2000-х годов. «Куб космоса» Леонида Тишкова обыгрывает тему небесных тел, а «Цветные деревья» Александра Константинова исследуют мир с помощью законов геометрии. Также в парке появился объект «Встреча» Аллы Урбан и временный экспонат – «Стабильная композиция» Романа Ермакова.