9 лучших выставок мая: Халдей, конструктивизм и золото
9 лучших выставок мая по версии Time Out:
- «Логос: голос конструктивизма»
- «Золото сарматских вождей»
- «Москва без окраин. Фили»
- «Краткая история отсутствия»
- «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
- «Искусство пропаганды»
- «Ржевский рубеж»
- «Чародеи»
- «Александр Иванов – мастер акварели. Жанр и пейзаж»
«Логос: голос конструктивизма»
«Логос: голос конструктивизма» – вторая выставка нового пространства «Зотов», расположенного на месте Хлебозавода №5.
Она посвящена эпохе конструктивизма 1920-х годов, которая во многом сформировала визуальный язык культуры СССР во всех сферах – от архитектуры до книжного дизайна. Принципы конструктивизма, предопределившие монтажный принцип подачи и восприятия информации, актуальны и сегодня.
В экспозиции представлено более 350 экспонатов. Среди них работы Александра Родченко, Владимира Маяковского, Эля Лисицкого, Густава Клуциса, чуть менее известных Фаика Тагирова, Николая Ильина и других мастеров. За современное искусство отвечают Платон Инфанте и Владимир Абих, которые специально для проекта создали инсталляции, связывающие разные исторические эпохи. Выставка отличается широким размахом: четыре тематических раздела — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа» — призваны в полной мере отразить мир конструктивистского искусства.
«Золото сарматских вождей»
На выставке «Золото сарматских вождей» впервые представлены уникальные памятники Филипповских курганов, которые были обнаружены в ходе масштабных археологических раскопок.
Сарматы населяли регион Южного Приуралья около 2500 лет назад: они были классическими кочевниками, часто переезжали с места на место, поэтому информацию об их быте и жизни можно узнать только благодаря некрополям. «Царские» курганы могли достигать 18 метров в высоту.
В экспозиции показаны элементы оружия, доспехов, одежды, а также ювелирные предметы, посуда, изделия из дерева, металла, камня, стекла, золота и серебра. В частности, из золота сделаны ритуальные фигурки оленей, которые послужили афишей к выставке. Особого внимания заслуживают инструменты и пигменты для нанесения татуировок: создание рисунка на коже было связано с магическими практиками.
«Москва без окраин. Фили»
«Москва без окраин» – междисциплинарный проект о районах столицы, который начался в 2021 году с Таганки. Теперь в центре внимания оказался район Фили.
Посетителям расскажут о Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева, заводе «Рубин», Филевском парке, Храме Покрова Пресвятой Богородицы, регбийном клубе «Фили» и других знаковых местах.
В экспозиции представлены не только архивные фото- и видеофрагменты, но и более оригинальные предметы: например, эскизы спортивной формы, которую делили между собой регбийная и хоккейная команды. Некоторые москвичи с ностальгией вспомнят пиратские видеокассеты с Горбушки, а другие – полюбуются на кормушку для синиц от сотрудников местной библиотеки. Выставку сопровождает определенный аромат: парфюмер Александра Глюк разработала запах, который ассоциировался бы с этой территорией.
«Краткая история отсутствия»
В центре внимания выставки «Краткая история отсутствия» – примеры, когда сознательный отказ от предметности, цвета, оригинальности и любых других параметров стал поводом для создания нового произведения искусства. Прологом проекта и его своеобразным девизом стала запись Джона Кейджа «4′33″», в которой нет музыки.
Кураторы экспозиции предлагают зрителю взглянуть на разделы «Без названия», «Без автора» и «Без зрителя», которые бросают вызов привычным представлениям об устройстве мира искусства.
Так, например, мастера первого раздела, среди которых авангардист Павел Филонов, абстракционист Джон Армледер и провокатор Мартин Киппенбергер, иронично размышляют о необходимости давать названия произведениям. Вместо того, чтобы искусственно ограничивать фантазию зрителей, может быть, лучше дать им полную свободу интерпретаций и трактовок?
В разделе «Без автора» представлены картины-объекты Дэниела Лефкорта, напечатанные холсты Вейда Гайтона, инсталляция Алексея Булдакова «Океан Медузы» и другие экспонаты, которые заставляют сомневаться в значимости роли художника. В заключительном разделе выставки показаны перформансы, фильмы и акции, где зритель становится из пассивного наблюдателя активным участником высказывания.
«Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
Где: Государственный исторический музей (Выставочный комплекс), Площадь революции, 2/3
Когда: 26 апреля – 31 мая
ПодробностиЕвгения Халдея без преувеличения считают легендарным советским фотографом. В своих снимках он запечатлел знаковые события нашей страны: в его работах Великая Отечественная война задокументирована с первого и до последнего дня.
Первый военный снимок «Москвичи слушают сообщение Вячеслава Молотова о нападении Германии на Советский Союз» Халдей сделал 22 июня, а последний – во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Диапазон его работ широк: это индустриализация, портреты видных деятелей ХХ века и обычных людей в деревнях и городах. Прилежные школьники на уроках, футбольные болельщики на стадионах, инженеры за работой – каждый кадр Халдея переносит зрителя в советскую эпоху.
Выставка в Историческом музее поражает масштабом: в экспозиции представлено около 400 работ фотографа разных лет, из которых около 70 — кадры из исторического фонда фотографий ТАСС. Их дополняют личные вещи Халдея – фототехника, дневник, семейные реликвии, служебные документы.
«Искусство пропаганды»
Долгое время советские плакаты вызывали у многих негативные ассоциации.
По словам куратора Игоря Мальцева, выставка призвана убрать это препятствие в общественном сознании.
«Жанр создавался выдающимися художниками, которые создали такое мировое явление, как “Русский авангард”, и неразрывно с ним связан», – отметил Мальцев.
В жанре плаката работали, в частности, такие мастера, как Александр Дейнека, Виктор Дени, Петр Караченцов, Нина Ватолина и группа «Кукрыниксы». Их работы в экспозиции дополнены произведениями современных авторов, а также малоизвестными произведениями из фондов российских музеев и частных собраний.
«Ржевский рубеж»
Где: Галерея классической фотографии, Саввинская набережная, 23, стр.1
Когда: 4 мая – 2 июля
ПодробностиВ Галерее классической фотографии открылась выставка в честь Дня Победы: экспозиция «Ржевский рубеж» посвящена 15-месячной битве и дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Посетители увидят около 100 кадров Ольги Игнатович и Олега Кнорринга, которые фиксировали фронтовые будни. Ольга была первым фотокорреспондентом, запечатлевшим освобожденный лагерь Освенцим и его узников.
Одной из наиболее своих любимых фотографий она считала портрет летчика капитана Виктора Попова с двумя голубями. А самой известной работой Кнорринга считается снимок «Лично Гитлеру в Берлин по Рейхстагу», на котором советские солдаты готовят снаряды к бою.
«Чародеи»
Молодые участники выставки «Чародеи» исследуют темную, страшную, пугающую сторону нашей жизни.
Будьте внимательны, поскольку у проекта есть возрастное ограничение 16+. Авторы хотят исследовать тему во всех проявлениях: от древних «страшилок» до кошмаров цифровой реальности. Так, Слава Нестеров в своей графике и деревянных объектах обращается к славянским, уральским и скандинавским сказкам.
А Руслана Поланина в проекте «Кабинет редкостей» показывает зрителям, как можно приручить жуть: ритуальные фигурки демонов в ее представлении ведут себя не страшно, а деликатно. Художник Михаил Максимов, в свою очередь, дает всем желающим возможность поиграть с машиной-вертепом, где рождаются эмоции и желания. В проекте New Game Is Over игрок может на выбор сохранить или разрушить жизнеспособные системы, почувствовав себя демиургом.
«Александр Иванов – мастер акварели. Жанр и пейзаж»
Александр Иванов, автор «Явления Христа народу», почти неизвестен широкому кругу зрителей другими своими произведениями.
А ведь он был великолепным акварелистом: работая в Риме, он регулярно делал очаровательные жанровые зарисовки, предназначенные в качестве подарков заезжающим в гости именитым особам. Пример такой работы – «Жених, выбирающий серьги для своей невесты», а также серия листов «Октябрьский праздник в Риме».
Помимо жанровых сцен Иванов увлекался акварельным пейзажем: это террасы, солнечные виды Италии, морское побережье с редкими фигурками людей. Легкая, воздушная, полупрозрачная манера его работ переносит зрителей в безмятежную атмосферу, а точная линия рисунка восхищает мастерством. В экспозиции также показаны два редких акварельных интерьера мастерской художника, где видна работа над «Явлением Христа народу».