«Я хочу, чтобы искусство физически касалось людей» — художник Иван Симонов о словах, смыслах и панк-роке
Об ироничном посыле проекта
На афише написано «Иван Симонов — “Дурачок”». Это очень созвучно моему искусству: оно самоиронично и иронично в целом. В кураторском тексте Кати Карцевой сказано, что эта выставка позволит зрителю почувствовать себя дурачком и понять, что каждый может им быть.
Изначально замысел проекта был основан на сюжете песни Егора Летова «Про дурачка», но, пока мы работали, нашей концепцией стала, скорее, история о материальности, блуждании внутри социума и возможности из него выбраться, преодолеть некий лес — собственно, в песне он тоже упоминается. Так что в первую очередь эта выставка о душе, о поиске глобального счастья. Многие работы отражают материальный мир как некоторую ограниченность — над этим я иронизирую, веду полемику с самим явлением.
Выставка разделена на два пространства. Посетители проходят через трехметровые шторы из игральных карт, а на выходе видна лестница с надписью «Может, ты сам сможешь, а может, Бог поможет» — она парит в воздухе и уходит ввысь, в небо. Экспозиция рассказывает о душе и ее взрослении, хотя изначально я этого не закладывал.
О фразах и смыслах
У меня есть блокноты, в которых я фиксирую идеи, делаю эскизы. Спустя время я пересматриваю эти записи и ищу то, что перекликается с моим текущим состоянием, мыслями — так собирается узор. Бывает, еду в метро и записываю короткие фразы без какого-либо определения или вижу комментарий, который может натолкнуть на объяснение моей работы. Например фразу «Это. Это есть. Это не здесь. Это рядом» я записал и отложил, зная, что в какой-то момент она мне понадобится.
К выставке «Дурачок» у меня есть отдельный текст об Этом — как оно появляется, как исчезает и как влияет на все окружающее. Всегда есть некоторое Это, которое больше нас, и эту мысль я докручивал, пытался создать ей форму. В итоге я сделал четыре отдельных холста, которые можно менять местами или собирать как пазл. Текст всегда можно визуально усложнять, конкретизировать или, наоборот, уходить от деталей за счет необычной формы.
О текстах и формах
Сегодня текст скован: он может быть исковеркан и неверно трактован, может ранить, а я, в свою очередь, не создаю провокационные работы и стараюсь никому не навредить своими высказываниями. Сейчас текст может, скорее, разобщить, чем соединить людей, поэтому вопрос формы для меня актуален.
«Эскапизм», моя следующая выставка, пройдет в мае и будет посвящена абстрактной графике — здесь я полностью ухожу от текста. «Дурачок», напротив, связан с ним, потому что, во-первых, у меня было много хороших эскизов и работ, которые хотелось реализовать, а во-вторых, люди привыкают к твоему художественному жесту, узнают тебя по нему и ждут его. В текстовой форме мне проще работать: в этом поле я чувствую себя увереннее, и простые технические приемы точно передают мою задумку.
О Егоре Летове
Я никогда не был панком, не слушал русский рок. Мне ближе эстетика рэпа, связанная с уличным искусством. Летова я открыл тогда, когда начал искать фразы для моих видео, и однажды понял, что это именно тот автор, который очень точно дает контекст моим работам. Летов очень созвучен сегодняшнему дню — при том, что его песни можно отнести к разным эпохам. В целом его творчество — это философское рассуждение о многом.
О работах на выставке «Дурачок»
«Буратино»
Когда я работал над «Буратино» и осмысливал саму идею, я читал книгу «Частные случаи» Бориса Гройса. У него есть отдельная статья, посвященная постмодернистским практикам в Восточной Европе, — «NSK: от гибридного социализма к универсальному государству». Гройс подробно рассказывает о служении форме и отчуждении ее от содержания. «Буратино» — образ некого бюрократа с большим длинным носом, который всем мешает, и зритель будет задевать этот торчащий из стены полутораметровый нос. В этом была задача: чтобы искусство не было в вакууме и физически касалось людей. «Буратино» — двухчастная работа: она состоит из деревянной скульптуры и минималистичной, собранной из реек конструкции, повторяющей персонажа в профиль.
«Да и ты не подарок»
Выставка — по сути автопортрет, но не парадный, который висит на самом видном месте, а тот, который надо прятать в стол и доставать его время от времени, чтобы посмотреть на себя правдивыми глазами. Работа «Да и ты не подарок» — это о рефлексии и понимании того, что мы не идеальны. Как только человек это осознает, он лишается снобизма, его отношение к людям становится теплее. Каждый может подойти к этому зеркалу, прочитать текст — и увидеть себя.
«Может, ты сам сможешь, а может, Бог поможет»
Это считалочка, посвященная состоянию неопределенности, это движение в облако, божественный подъем вверх, символизирующий выход и надежду. В высказывании будто присутствует утешение и способ преодолеть материальность — работа именно об этом и говорит, и шутит.
«Лес»
В песне Летова есть часть, в которой говорится: «Ходит дурачок по лесу». Еще есть понятие русского леса — непроходимого, густого. Вообще лес — это некое сказочное пространство, в котором блуждает душа.
В выставочном пространстве работа помещена на границе материального и духовного мира и символизирует выход из леса, момент отчуждения от материального, перерождение души.
«Золотая середина»
Здесь все просто: золотая середина на холсте, сделанная поталью. Она о поиске баланса, абсолютной ясности. Прелесть этого холста в том, что при всей социальной и текстовой нагруженности других работ он показывает только чистоту, отражающую свет.
Посетить выставку «Дурачок» можно в Syntax Gallery (ул. Тверская, 3) с 6 апреля по 19 мая.