«Побег из курятника 2»: как анимационная студия Aardman вернулась к истокам
До «Побега из курятника»
К 2000 году, когда вышла первая полнометражная работа Aardman Animations — «Побег из курятника», студия успешно существовала уже почти 30 лет. В 1972 году знакомые еще со школьной скамьи британские аниматоры Питер Лорд и Дэвид Спрокстон создали двадцатисекундный мультфильм для программы Vision On на BBC. В том же году они основали студию Aardman, назвав ее в честь персонажа: от нидерландского aard — «земля» и английского man — «человек».
Творческие задачи Лорд и Спрокстон, вдохновившиеся работой американского мультипликатора Элиота Нойеса Clay or the Origin of Species, ставили перед собой самые амбициозные: снимать пластилиновые мультфильмы для всех возрастов и в самых разных форматах. Все началось с коротких метров для BBC. Аниматоры придумали героя по имени Морф. Он жил в деревянной коробке и постоянно попадал в переделки, которые представляли собой записанные на диктофон ситуации из реальной жизни.
Далее друзья перебрались на новый британский телеканал Channel 4 и создавали короткометражные мультфильмы в таком же формате. Этим, впрочем, их работа не ограничивалась. В конце 1980-х аниматоров подключили к созданию рекламы и музыкальных клипов, один из которых — видео к песне Питера Гэбриела Sledgehammer — и вовсе стал абсолютным триумфатором премии MTV Video Music Awards 1987 года.
Примерно в это же время к студии присоединился талантливый художник Ник Парк, работавший над дипломным проектом «Пикник на Луне» об изобретателе Уоллесе и его псе Громите. Дальше все как в сказке: череда картин, завоевавших премию «Оскар» за лучший анимационный фильм в 1990-е, новые мультсериалы и старт работы над первой полнометражной пластилиновой лентой — «Побегом из курятника».
Идея создания пародии на «Великий побег» Джона Стерджеса пришла в голову Нику Парку совершенно случайно. Он поделился шуткой с Питером Лордом и услышал неожиданное «Да». Почему неожиданное? К концу 1990-х после успеха Pixar и «Истории игрушек» индустрия постепенно вставала на путь компьютерной анимации, а тут вдруг возникает Aardman со своим кукольным стоп-моушн-мультфильмом.
Риск оказался оправданным. С помощью DreamWorks Animation на производство удалось собрать 45 млн долларов — разумеется, с таким бюджетом в Aardman ранее не работали — и создать удивительный мультфильм. Для многих детей 90-х «Побег из курятника» стал чем-то вроде неведомого страха, к которому всякий раз приятно возвращаться: необычный юмор, экологическая повестка, преодоление ужасов концлагеря заведомыми аутсайдерами — храбрыми курами, каждая из которых обладала характерными особенностями.
Образов и их интерпретаций в «Побеге из курятника» не счесть: тут и задуманное авторами сравнение с Холокостом, и капиталистические отношения, где работники фермы во главе с миссис Твиди — эксплуататоры, а куры — рабочий класс. И все это на фоне интригующей истории побега, пролетарской революции. Конечно, многое из этого дети не считывали с экранов, но здешние образы точно надолго отпечатались в памяти. Как итог — почти 230 млн долларов в прокате и первое место (до сих пор!) в списке самых кассовых кукольных мультфильмов в истории.
После «Побега из курятника»
После успеха «Побега из курятника» режиссер Ник Парк признавался, что студия нашла свою нишу и не планирует прибегать к компьютерной анимации. Следующий полнометражный мультфильм Aardman, «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», тоже выстрелил в прокате, заработав немногим меньше «Побега из курятника», и получил «Оскар» за лучший анимационный фильм. Правда, вскоре случилось несчастье: в 2005 году студию охватил пожар, уничтоживший хранилище с реквизитом, моделями и декорациями двух мультфильмов. Фактически это поставило крест на скорых продолжениях.
Мультипликаторы переключились на другие истории. В частности, в 2006 году вышла первая лента, сделанная с помощью компьютерной анимации, «Смывайся». Мультфильм провалился в прокате и поставил крест на сотрудничестве Aardman и DreamWorks Animation, поэтому следующие проекты создавались уже вместе с Sony Pictures и StudioCanal.
В конце нулевых был запущен многосерийный спин-офф «Уоллеса и Громита» про Барашка Шона. Он транслировался на детском BBC и оказался чрезвычайно успешным: шесть сезонов, 170 серий и 13 лет в эфире. Чего не скажешь о полных метрах студии: «Секретная служба Санта-Клауса», «Пираты! Банда неудачников», «Барашек Шон» и его продолжение, «Дикие предки» — все мультфильмы либо провалились в прокате, либо едва окупились. Aardman явно нуждалась в свежем дыхании и обновлении.
Сиквел «Побега из курятника», задуманный в 2018 году и созданный вместе с Netflix, прекрасно подошел на эту роль. Учитывая, что стриминговый сервис поддерживает талантливых аниматоров и предоставляет им творческую свободу, для студии это стало чуть ли не лучшим выходом из художественной и коммерческой стагнации.
Каким получился «Побег из курятника 2»
В сиквеле жизнь кур наладилась: они сбежали с фермы миссис Твиди и обосновались на райском острове вдали от человеческих глаз. Свободолюбивая Джинджер и ее муж Рокки воспитывают любознательную девочку Молли, которая во что бы то ни стало стремится узнать, какой мир скрывается от нее на другом конце озера. Ее привлекают разноцветные фургончики с изображениями счастливых кур. В погоне за свободой от родительского надзора она перебирается на другой берег, знакомится с курицей-подростком Фриззл и попадает на птицефабрику, защищенную даже лучше, чем Хельмова падь.
Поначалу ее наивные мечты становятся явью, но вскоре Молли понимает, что из кур в этом идиллическом месте готовят… наггетсы. Джинджер вместе с преданными соратниками отправляется на поиски дочери — теперь вместо побега ей придется штурмовать бастион, которым владеет ее старая знакомая, миссис Твиди.
Продолжение перестает быть одним большим оммажем: пародии здесь ограничены лишь небольшими эпизодами. Тем не менее сценаристам Кэри Киркпатрику и Джону О’Фарреллу, работавшим над оригинальным мультфильмом, удается отыскать точную интонацию и придумать интересные конфликты. Джинджер сталкивается с посттравматическим расстройством, что сказывается на ее методах воспитания и отношениях с дочерью. Она отказывается прятаться от своих страхов и вынужденно идет им навстречу, чтобы раз и навсегда освободить себя и свое племя от призраков прошлого.
Метафорики во второй части, конечно, заметно меньше, чем в первой — почти весь хронометраж отдан действию: мультфильм состоит из погонь по коридорам фабрики, конвейерным лентам, вентиляционным трубам, шпионских хитростей и необычных боев кур и людей. Да и пугающая атмосфера нацистского концлагеря из оригинала заменена эдаким утопическим Барбилендом — именно такой, розовой и гламурной, представляется птицефабрика, когда на нее впервые попадает Молли. Очень удачное и дальновидное решение в 2023-м, когда популярность барбикора почти превратилась в поклонение ему.
Можно сколько угодно критиковать создателей за отказ от попытки вслед за оригиналом спародировать конкретное кино, но, кажется, им удалось главное — вернуть к жизни любимых пластилиновых героев и придумать для них проблемы и конфликты, уместно возникающие после событий первой части. Провернуть такой трюк сиквелам, особенно тем, которые выходят спустя много лет после оригинала, иногда не под силу, но «Побегу из курятника 2» это удалось. Прекрасная новость в декабре 2023-го — куры есть, они все еще в хорошей форме, а значит, и яйца будут.