Зачем коллекционировать фотографию в эпоху цифрового контента | Арт | Time Out

Зачем коллекционировать фотографию в эпоху цифрового контента

Виктория Васильева   10 апреля 2024
5 мин
Зачем коллекционировать фотографию в эпоху цифрового контента
Фото: архив пресс-службы
Разбираемся с экспертом секции «Focus Фото» маркета современного искусства Win-Win, директором галереи Serene Александром Бланарем в том, почему стоит начать собирать фото. А чтобы вам проще было ориентироваться в новом разделе ярмарки, несколько авторов рассказали о сериях, которые представят зрителю.

Когда: 13 и 14 апреля

Где: ЦСИ Винзавод, Цех Белого и Цех Красного

Как вы видите современный отечественный рынок фотографий? 

Александр Бланарь: Фотография — это очень интересный и перспективный медиум, но, на мой взгляд, и в России, и в мире ощущается небольшой спад интереса к ней. Все отмечают, что это временно, и фотография еще наберет обороты. Посмотрим, время покажет.

Что значит новая секция фотографии Win-Win для сообщества и зрителя?

А. Б.: Win-Win как таковой и секция фотографии в частности — очень классный трамплин для молодых авторов. Здесь они могут показать и попробовать продать свои работы. С живописью или даже со скульптурой и объектами в этом отношении проще. А фотографию у нас воспринимают пока с трудом и не понимают, почему за нее надо платить, почему у нее есть тираж. Win-Win дает возможность молодому художнику объяснить личную позицию, рассказать о своем творчестве. А для коллекционеров это шанс приобрести работы по невысокой цене, пока они не оказались в галереях и на аукционах. 

Почему стоит начать коллекционировать фотографию в период доступности массового цифрового контента?

А. Б.: Потому что фотография — это высказывание художника, мастерство его работы и профессиональной техники, это особый взгляд на реальность и ее фиксирование. Часто фотограф может увидеть то, что мы с вами никогда не заметим. Коллекционирование фотографий — большое удовольствие. Посмотрите, например, на Михаила и Елену Карисаловых, которые профессионально коллекционируют фешн-фотографию и не только, — они даже фонд открыли. 

Как начать коллекционировать фотографию?

А. Б.: Надо понимать, нравится тебе работа или нет. Разобраться, чем именно привлекает тот или иной сюжет, потом оценить тираж и материал. Нужно набирать знания о технических особенностях фотографии — для этого медиума они очень важны. Но первые покупки должны быть эмоциональными. Я сам люблю фотографию и много работал, например, с Богданом Широковым и Владом Зориным. Один сейчас живет в Париже, а другой в Берлине, оба выпускают свои книги. Мне очень приятно быть в числе их первых покупателей.

О своих сериях работ на Win-Win рассказывают Александр Исаков, Вита Строганова, Дмитрий Закунов и Ольга Погорелова.


Исаков Александр 

Работы: «Душа» (2022—2023), «Память» (2020), «Бумажный человек» (2019)

Я молодой автор, только погружаюсь в мир искусства, поэтому серии, представленные мной на Win-Win, пока лишь часть пути. Они, безусловно, важны, но, уверен, впереди будут проекты больше, интереснее и острее. Зрителям нравятся мои работы из-за визуальной составляющей. Эстетика —  одна из тем, которая меня сейчас особенно волнует. Но, помимо визуальной красоты, мои снимки наполнены идеями, посланиями — они прочитываются на нескольких уровнях. Одна из знакомых художниц сказала, что все эти кадры объединяет магический реализм — мне очень понравилось это определение.


Вита Строганова

Принты из серии «‎Город белых берез», 2021

На маркете публика увидит серии из двух проектов, в которых отражено мое восприятие пространства, его фиксация в определенный момент. «‎Город белых берез» — проект о моем родном городе Березники Пермской области. Большая часть жилой застройки местности расположена над шахтами Березниковского рудоуправления. С 1986 года в городе случаются техногенные землетрясения, из-за этого проседает грунт. Часть Березников сегодня затоплена, дома буквально уходят под землю, аварийные районы подлежат сносу. Возвращаясь сюда, я фиксирую свои ощущения, фактические и душевные изменения на фоне разрушения города, который мне близок и знаком. А во втором проекте «Средняя полоса» я анализирую изменения пространства и его восприятия с течением времени.


Дмитрий Закунов 

Работы: «Солнечные блики» (2022), «Осторожный аристократ» (2022),«Воспоминания о Нью-Мексико» (2023)

На маркете я хотел показать взгляд на фотографию, в котором сочетается скорость современных реалий и неспешность, основательность художественных практик прошлого. Используя цифровую фотографию как медиум, отвечающий потребности оперативно собирать материал для творчества, я обращаюсь к жанру портрета, бытовым сценам, многофигурным композициям.

Я работаю в технике хронофотографии — съемки на длинной выдержке. Это помогает выхватить нужный момент и показать траекторию движения в кадре. Движение я использую для формирования художественного образа — как способ невербального обращения к зрителю.


Ольга Погорелова 

Работы: «Натюрморт с белокачанной» (2024), «Два и 1/4 яблока» (2024), «Огурчики бакинские» (2024)

Я коммерческий фотограф, давно снимаю предметку. Около года назад  поняла, что мне нужно делать что-то для себя, а не только работать по брифу. У меня появилась роскошная камера Mamiya RZ67 II, и я начала снимать на широкую пленку. История этой серии довольно проста: я влюблена в предметы и вижу красоту буквально во всем, даже в обычных, казалось бы, вещах: овощах в холодильнике, случайном ночном дошираке, стакане с шипящей таблеткой витамина С. Это не протокол моей жизни, а попытка снять портрет неодушевленного предмета. Немногие снимают стиллайф на пленку, поэтому, думаю, я интуитивно выбрала интересную нишу.