Живет и работает в Москве: Елена Белоногова, коллекционер и основательница арт-платформы Cube.Moscow
Место рождения: г. Красноярск, живет в Москве.
Образование: Красноярский Государственный Университет (сегодня — Сибирский Федеральный Университет).
Стаж работы: 28 лет.
Место работы: Cube.Moscow.
О старте профессионального пути в искусстве
Любовь к искусству во мне была всегда. В детстве меня мало интересовали игрушки: я не выпускала карандаши из рук и мечтала стать художником. Юность выпала на непростые 90-е годы, поэтому мне пришлось выбрать более практичную сферу — я отправилась изучать экономику. Переехав в Москву, я стала завсегдатаем музеев и галерей, а в любых путешествиях в списке планов знакомство с локальным искусством всегда стояло первым пунктом. В итоге творчество победило: настал момент, когда я просто не могла больше этим не заниматься. Покупать работы и изучать профессиональную художественную среду начала одновременно. Тогда же появилось желание сделать полезный проект для развития арт-сферы в России, и опыт коллекционирования мне в этом пригодился.
Я очень люблю искусство, но при этом четко понимаю роль денег в современном мире: это ресурс, без которого сложно что-либо сделать. В творческую сферу деньги приходят либо от государства, либо от благотворителей и меценатов, либо от частных покупателей и коллекционеров. Последнее — единственный органический канал поступления «топлива» в арт-среду, без него развиваться современному визуальному искусству очень сложно. Я создаю комфортное для всех пространство, в котором частным покупателям было бы легче выбирать и приобретать искусство, а галеристам и дилерам проще его представлять, привлекая средства на поддержку современных художников.
О вхождении в арт-среду
Крупные игроки арт-рынка так или иначе связаны с бизнес-проектами в разных областях, не обязательно в сфере искусства. Инструменты взаимодействия и коммуникации в бизнес-сообществе одни и те же. Я получала опыт в разных направлениях: занималась развитием франчайзинговых проектов, стратегическим консалтингом, инвестициями. Когда мы с партнерами решили запустить Cube.Moscow, то отнеслись к этому как к бизнес-проекту. Думаю, именно профессиональный подход позволил нам запуститься и пригласить к участию сильных игроков российского рынка современного искусства.
Об идее арт-пространства в центре Москвы
Мне как коллекционеру всегда хотелось, чтобы подобных локаций в Москве было больше. Из-за того, что наш город — это большой мегаполис с определенной транспортной загруженностью, мне не всегда удавалось успевать на вернисажи любимых художников. Так возникла идея найти пространство в самом центре Москвы, чтобы туда можно было легко добраться. Выбор места стал первоочередной задачей, с которой мы, на мой взгляд, прекрасно справились.
О Cube.Moscow
Cube.Moscow, которому в этом году исполняется пять лет, стартовал как арт-кластер современного искусства. Сегодня на его территории постоянно работают 15 галерей, регулярно проходят pop-up проекты. Экспозиция на всех стендах полностью меняется раз в шесть недель. Это формат круглогодичной ярмарки — все, что вы видите в пространстве (кроме выставок работ из частных коллекций), можно приобрести. Здесь мы занимаемся экспозиционной деятельностью, открывая персональные и групповые выставки в большом зале.
Cube.Moscow — это и платформа для проведения культурно-образовательной программы: каждая галерея организовывает лекции, встречи с художниками, кинопоказы, мастер-классы. Мы также проводим занятия по искусству для детей, дискуссии о литературе и кинематографе, занимаемся перформативными практиками. Cube постоянно развивается — сегодня это целая экосистема проектов, одним из которых стал онлайн-маркетплейс Cube.Market.
О галереях-резидентах Cube.Moscow
Арт-платформа Cube задумывалась как международный проект с грантовой поддержкой галерей-резидентов: пространства, в числе которых «КультПроект», PA Gallery, Syntax Gallery и другие, смогли воспользоваться грантами на участие в международных ярмарках — UNTITLED Art Fair, VOLTA Art Fair, NADA New York и Liste Art Fair Basel.
С тех пор проект несколько изменился, но мы продолжаем оказывать поддержку галереям: постоянные резиденты Cube.Moscow могут в порядке очереди претендовать на безвозмездное получение выставочного зала площадью 550 м² для проведения экспозиций. Такие проекты становятся звездами наших Art Weekend — двухдневных вернисажей, во время которых во всех галереях и в большом выставочном зале одновременно открываются новые выставки.
Сегодня галереи Cube.Moscow — это 15 резидентов, четыре из которых с нами с момента основания: Syntax Gallery, «КультПроект», Cubed Art Shop и PA Gallery. В разное время к нам присоединились Kupol Gallery, Arts Square Gallery, M.A.R.S.H, «ЛУЧ», Art It Easy, 159F Gallery, Postrigay Gallery, MonArt, Most Wanted, «Небеса» и «Триптих». Чтобы стать резидентом арт-платформы, у пространства должна быть четкая концепция и понимание развития своей деятельности. Мы обращаем внимание на участие в ярмарках современного искусства, выбор художников, и, конечно, на кураторские решения выставочных проектов.
О ценообразовании на искусство
Стоимость работ сегодня зависит от многих факторов: во главе всего, конечно, находится художник, его талант, профессионализм и нарратив, который он транслирует зрителю. Важно участие художника и галерей в ярмарках и аукционах, публикация печатных каталогов, персональные и групповые выставки, наличие работ в частных и музейных коллекциях. Еще важно развитие персонального бренда художника, его коллаборации в индустрии моды, промышленного дизайна, интеграция проектов в городскую и индустриальную среду. Все это, включая тренды на то или иное искусство, влияет на ценообразование.
О личном доходе
Как у генерального директора Cube.Moscow у меня есть минимальный оклад. Все остальное остается внутри проекта и идет на его развитие. Свой основной доход я сейчас получаю от инвестиций на фондовом рынке.
Об арт-трендах
Самые заметные тренды на мировом и российском арт-рынке — искусство Глобального Юга (страны Африки, Азии и Латинской Америки), творчество молодых начинающих авторов и искусство художниц. Наши галереи часто проводят сольные выставки и включают в групповые экспозиции работы, созданные именно женщинами. Не секрет, что и покупателями все чаще становятся дамы — и это еще один тренд. Женщины-коллекционеры все еще в меньшинстве, но их становится больше, и они в среднем тратят на свои коллекции больше денег, чем мужчины. Интересное наблюдение: коллекционеры отдают предпочтение онлайн-покупкам.
О собственной коллекции искусства
Моя коллекция началась с приобретения работ художников, представленных на аукционе Sotheby’s 1988 года в Москве: тогда у меня появились произведения Леонида Пурыгина, Оскара Рабина, Олега Целкова, позже Анатолия Зверева и других. Мне нравятся эти работы и по сей день, но чем больше я вовлекалась в художественную среду, тем больше меня притягивало искусство моих современников. Мне нравится, что сейчас создаются работы, в которых отражается наша жизнь, и, конечно, то, что именно эти художники — настоящее и будущее нашего искусства. Поэтому большую часть моего собрания сейчас составляет творчество мастеров нашей эпохи. У меня есть работы Оли Кройтор, Ани Желудь, Даши Кудиновой, Андржиевской, Жанны Бобраковой, Олега Доу, Егора Кошелева, Евгения Антуфьева, Кирилла Кто, Валерия Чтака, Дмитрия Аске и других.
Сложно выделить какие-то произведения, когда ты сам выбираешь работы в свою коллекцию, — они все любимые, но есть те, что остаются на стенах моего дома, даже когда в нем происходит смена экспозиции. Эти работы я купила одними из первых: «Рыбки» Стаса Ильина и две скульптуры Виктора Корнеева — «Та, которая не боится змей» и настенная скульптура, изображающая апогей развития человека. Эти работы для меня особенные не только потому, что появились у меня одними из первых, но и потому, что у меня были теплые отношения с их создателями.
О круге общения
Как и у большинства, мой круг общения складывается из семьи, друзей и коллег. Мне повезло: меня окружают прекрасные люди. У меня очень теплые отношения с друзьями — мы как семья. С некоторыми из них мы учились вместе в университете. Нас раскидало по свету, но мы постоянно на связи и при любой возможности встречаемся и с удовольствием проводим время вместе. За одного из однокурсников я вышла замуж, у нас двое прекрасных детей: мальчик-старшеклассник и девочка 2,5 лет, так что скучно нам не бывает.
Моя команда — это люди, искренне увлеченные своим делом. Меня восхищает то, как они относятся друг к другу, поддерживают, всегда готовы прийти на помощь, сплотившись вокруг общей цели. Это большая ценность. Я стараюсь принимать в команду людей, у которых есть чему поучиться, и они постоянно меня удивляют своим профессионализмом, креативностью и настойчивостью в стремлении к общему успеху. Моя команда — это настоящий сильный тыл, с которым мне не страшно идти на любые эксперименты.
О досуге
У нас две маленькие собачки, с которыми мы любим гулять. В теплое время года после таких прогулок нам нравится посидеть и выпить чаю в уличных кафе неподалеку от дома. Мы обожаем путешествовать и побывали на всех континентах мира, кроме Антарктиды. Наша любовь к искусству диктует адженду и дома, и вдали от него: мы всегда ходим на музейные и галерейные выставки, очень любим большие международные ярмарки современного искусства и дизайна. Конечно же, мы любим театр и кино и, безусловно, хорошую кухню.
О любимых местах в Москве
Я живу в Замоскворечье и очень люблю этот район — это центр, но по-домашнему уютный. Завтракать мне нравится в бистро «Булка» рядом с Третьяковской галереей. Летом я назначаю встречи в кафе около Фонтана Искусств — там красиво и тихо, не слышно шума дорог. Люблю завтракать на веранде ресторана «Рихтер», также заглядываю туда на выставки. Ужинаем мы чаще дома, но мои любимые рестораны также находятся в Замоскворечье: Touch Chef’s Place & Bar на Садовнической набережной и Bjorn на Полянке.
У меня уже много лет есть членство в фитнес-клубе, но чаще я занимаюсь скандинавской ходьбой по улицам того же Замоскворечья. Дохожу до Зарядья или Музеона и Нескучного сада, бывает, еду на метро в Cube.Moscow, а после работы иду домой по Тверской через Красную площадь. Так что в основном мой спортзал — это городские улицы.