Живет и работает в Москве: Тамара Карасева, создательница и дизайнер бренда Trikasa
Место рождения: Москва, живет в Басманном районе.
Образование: МАРХИ.
Стаж: 13 лет.
О том, как пришла в архитектуру
Я училась в известной школе-студии «Старт»: из маленького семейного архитектурного пространства она превратилась в государственную школу. Здесь свободные люди учили детей свободно мыслить и развиваться в творческой атмосфере, не было никакой дисциплины в классическом ее понимании, не было академической школы — потрясающий опыт. И мне ничего не оставалось, как после окончания поступать в МАРХИ, хотя вся моя семья театрально-киношная.
В институте начала потихоньку подрабатывать, а на последних курсах трудилась в мастерской своего педагога. Сразу после университета вышла на работу в небольшую мастерскую, а потом моя подруга Катя Левянт позвала меня в компанию ABD — там я получила основной опыт.
Затем Лондон: работала в мастерской Нормана Фостера и проектировала башню «Россия» в Сити. Это должен был быть самый высокий объект в Европе (600 метров), но его не успели построить: в 2009-м случился кризис. В Петербурге конструировала «Новую Голландию». В общей сложности в архитектуре я проработала около девяти лет.
О пользе базового образования
Человек, который учился в МАРХИ, может работать в любой творческой сфере, будь то художник по костюмам или ювелир. Знания дают огромные, из разных областей: история искусств, сопромат, макетирование, живопись, черчение, конструктив, дизайн, инсоляция, геодезия… Мне даже удалось поработать сценографом спектакля моей близкой подруги. В ювелирном искусстве я тоже совершенствуюсь: изучаю новые 3D-программы, осваиваю материалы — у каждого мастера есть свои секреты.
О том, как начала делать украшения
Никогда об этом не мечтала. Ювелиры для меня были небожителями. Моя мама всегда носила красивые антикварные серебряные украшения — они очень стильно смотрелись. Когда мне понадобилось обручальное кольцо, я не смогла в России найти то, которое отвечало бы моим запросам. В то время в Москве были только «цветочки-лепесточки», советский дизайн. Чтобы купить что-то стильное, надо было ехать в Европу. Помимо этого, у меня аллергия на бижутерию или непонятный металл.
Кольца простой геометрической формы мне удалось купить на Бали. Там же я увидела, как мастер буквально на коленке, на кусочке от черепицы, делает украшения. Я попросила у него мастер-класс, и меня это так увлекло! Поняла, что по сути это макетирование, но в металле. Стала изучать эту тему, брать мастер-классы у других мастеров из разных стран, смотреть онлайн-уроки, ролики в YouTube. Поступила в Британскую школу в Москве на курс «Дизайн ювелирных украшений», а потом пошла учиться в школу «Артефакториум».
В итоге я решила всерьез заняться украшениями: нашлись люди, которым нравилось то, что я делала. Начали поступать заказы, и остановиться было уже невозможно.
Об идее бренда
Имя бренда «Трикаса» — так меня называли в детстве. Стилистическая концепция родилась сразу: брутальные, геометрические, понятные формы для людей, видящих красоту в простом, — как я. Сама ношу только свои украшения, но порой позволяю себе какую-то бижутерию. Рада, что люди, наконец, перестали охотиться за брендами и теперь сочетают несочетаемое.
О первом проданном украшении
Первыми заказчиками были мои друзья. Как только я стала делиться в соцсетях тем, что занимаюсь ювелиркой, меня сразу стали просить сделать такие же украшения — с простыми, четкими линиями. Первое изделие купила моя приятельница на Бали — это было кольцо-трубка.
Практически все мои украшения эксклюзивные, я все делаю на заказ, будь то кольцо или подвеска. Иногда переделываю семейные драгоценные камни во что-то необычное и геометрическое, вытаскивая их из оков советского ювелирного дизайна.
Не могу делать то, что не отвечает моим стилистическим задачам и потребностям, чисто физически: организм будто отторгает, и изделие просто не получается.
Об ассортименте
Его практически нет. В наличии всего два-три украшения, на которые есть постоянный спрос. Изготовление может занимать от одного дня до нескольких месяцев, а то и лет. Некоторые украшения я продумывала по полгода: была важна идеальная форма. Заказчик терпеливо ждал, поскольку знал, что получит хороший продукт.
Иногда украшения рождаются из какой-то одной детали. Для вдохновения листаю книги об истории украшений, потому что без хорошей базы ничего современного не создать.
Об украшении, которым гордится
Еще восемь лет назад я не смогла бы сделать ни одно украшение, но я научилась, освоила новую профессию — и ужасно горжусь собой.
Мое самое любимое украшение — то, которое я сделала вручную на первом мастер-классе. Ношу его, практически не снимая. Это простой круг из серебра, к которому припаян второй круг из латуни. Оба они с отверстиями, а с обратной стороны выгравированы мои инициалы — ТК.
О коллаборациях
Работала с художницей по костюмам Викой Богдановой в сериале «Частица». Для главной героини-архитектора я делала сет украшений для повседневной носки и заколку, которую в полет взял ее муж-космонавт.
Моя любимая и самая ходовая подвеска была сделана как раз для Вики, дизайн даже скопировали на Aliexpress. Звездные клиенты тоже есть: много знакомых из этой среды.
Об уровне заработка
Мое хобби, переросшее в микробизнес, не приносит больших денег. Было время, когда доход составлял около 300–350 тысяч рублей, но его нужно сразу делить на два: много затрат, высокая себестоимость изделий. Но для своих покупателей я не могу выставлять высокие цены.
Если поднажать, то, вероятно, можно зарабатывать неплохо и держать планку. Сейчас в ювелирке много бюрократии. Это отнимает много времени от творчества: приходится работать круглосуточно, чтобы успевать. Аренда мастерской, инструменты, материалы, учеба — все это требует финансовых вложений, поэтому нужно иметь сторонний доход. В этом мне помогает архитектура. Но пока дети не выросли, я не могу погрузиться в работу с утра до вечера. Возможно, позже получится поднять свой доход на хороший уровень.
Об архитектуре и дизайне
Архитектура со мной каждый день. Слоган Trikasa: «Архитектура украшений». В последнее время профессия архитектора, на мой взгляд, обесценилась: каждый, кто посмотрел передачу про ремонт, считает, что знает лучше. В ювелирном деле конечный продукт получается быстрее, заказчик не так активно влияет на процесс: люди доверяют моему вкусу, стилю и дизайну.
Был такой случай. В нашем доме 1910 года постройки проводился капремонт по фасаду. Я увидела, как рабочий замешивает краску, и спустилась посмотреть цвет. Узнала у прораба, можно ли поменять его оттенок: оказалось, что да, если получить согласие и собрать подписи собственников в течение двух дней. Я сделала в фотошопе картинку, куда вставила фотографию набережной Амстердама, показала соседям, и они радостно согласились. На следующий день наш дом стал черным.
Соседи напротив были в шоке, потому что всю жизнь они наблюдали из окон желто-грязное нечто, а тут вдруг перед ними появился дом Дракулы. Поначалу они возмущались, но потом привыкли. Теперь к нашему дому водят экскурсии, он стал визитной карточкой района. Выглядит очень круто и контрастно в любую погоду. Дом расположен в бывшей немецкой слободе, и по стилистике ему очень подходит темный цвет, хотя изначально он был из красного кирпича.
О круге общения
Мой круг общения довольно узкий. В основном это архитекторы, с которыми я училась, близкие подруги, друзья семьи и одноклассники, с которыми я до сих общаюсь. Новых друзей я практически не завожу. Иногда встречаются классные люди, и мы приятельствуем.
О любимых местах в Москве
Я жила на Патриарших прудах, но сейчас это мое самое нелюбимое место в городе: район очень изменился со времени моего детства. Обожаю Центральный Дом Литераторов, Центральный Дом Архитекторов, Музей частных коллекций. Очень люблю Новую Третьяковку, особенно зал у дальнего входа с правой стороны: он связан с детством, мы занимались там со «Стартом».
Сейчас живу на Бауманской, и здесь много прекрасных заведений, куда можно сходить: бар «Слезы березы», пивная «Брюгге» и кафе Kalabasa, с которым меня познакомили мои молодые заказчики, — там самые вкусные макаруны в мире! Нравится гулять здесь, особенно в милом и камерном Саду имени Баумана. Вообще район Бауманской для меня — московский Берлин. Здесь много старинных двухэтажных зданий, которые скоро будут соседствовать с хайтековской архитектурой: сейчас строится новый кампус для студентов Бауманки. Кстати, из-за этого мы, жители, очень волновались, что исторический контекст будет нарушен. Даже писали письма и в результате спасли исторический дом Анны Монс от сноса и разрушений.