Живет и работает в Москве: технический директор шоу
Родилась на Камчатке, живет в Москве.
Образование: МАИ, факультет «Менеджер организаций».
Стаж работы: более 15 лет.
О том, как оказалась в профессии
После полугода дипломной стажировки меня взяли на должность проектного менеджера в питерский ГлавClub, где за два года я получила большой опыт. Там я отвечала буквально за все: сметы, райдеры, визы, отели, авиабилеты, гримерки, даже за встречу гостей в аэропорту.
Позже попробовала себя в промоутерстве — организовала концерт канадской группы Elsiane в клубе «16 тонн». Я вложила свои деньги: арендовала клуб, купила авиабилеты, выдала артистам гонорар. На концерт были проданы все билеты, я неплохо заработала, но решила больше не рисковать и вернулась к организации мероприятий. Спустя несколько лет начала работать в качестве ассистента технического директора на стадионных концертах, и вот уже пять лет, как я директор.
Об обязанностях
Работа в этой сфере требует самых разных навыков. С одной стороны, ты должен понимать основы звуковой системы и акустики. С другой — разбираться в марках световых контроллеров. Вообще, нужно иметь представление о видах аппаратуры, включая микрофоны, мониторы, мультимедийные проекторы, сценическое оборудование, спецэффекты. Важны организационные скиллы, умение работать в команде, творческое мышление, стрессоустойчивость и быстрая реакция — когда возникает проблема, важно ее быстро выявить и решить.
О том, когда что-то пошло не так
Однажды до площадки не доехал один из автомобилей, который должен был отвезти музыкантов на вокзал, — он попал в аварию. Мы быстро организовали такси, но группа решила, что виной тому плохой менеджмент, то есть мы.
Бывало, что артист после выступления уходил в ночной загул, несмотря на ранний вылет. И когда его уставший менеджер отказывался ехать в клуб, мне в течение всей ночи приходилось держать связь с сопровождающими кумира фанатами.
Если вспоминать технические факапы, то на моем первом концерте клуб не успел подготовить оборудование — из-за пыли приборы плохо светили, и мне пришлось экстренно заказывать дополнительные.
О музыкантах, с которыми работала
Мне удалось посотрудничать со Стингом, Элтоном Джоном, Роджером Уотерсом, Metallica, Linkin Park, и каждый проект — уникальный опыт. Кстати, я до сих пор дружу с техническими директорами этих артистов. Мечтаю поработать с Полом Маккартни, Rolling Stones, nine inch nails — интересно, как у них все устроено по моей части.
О самом технически сложном концерте
Концерт The Chemical Brothers на арене потребовал множество согласований: с пожарной безопасностью, МЧС. Было много спецэффектов и работы в целом. После этого концерта я стала специалистом более высокого уровня.
О шоу мечты
Для работников нашей индустрии главный маркер успеха — Super BowlHalftime. Там мечтает поработать каждый. Быть причастным к такому проекту — значит вписать свое имя в историю концертной индустрии. После того как он проходит, наши технические форумы взрываются: мы изучаем каждую деталь — невероятное выступление Рианны в этом году долго обсуждали.
О необычном запросе от артиста
Однажды мы сделали летающую утку для «Би-2», а у нее во время концерта отвалился светодиодный глаз. По странному совпадению за пару дней до этого выступления у Роджера Уотерса в «Олимпийском» летала надувная свинья.
О профессиональной деформации
Концерты — моя страсть, поэтому я часто на них хожу вне работы и поддерживаю коллег рублем. Покупаю билеты в сектор около звуковика (FOH), то есть в центре зала и ближе к концу танцпартера — там точка лучшего звука. Шоу или мероприятие для меня — не только отличный досуг, но и опыт: я могу подсмотреть что-то по технической части.
Об уровне зарплаты технического директора в Москве
Оклады техдиров отличаются, но в среднем — около 150 000 рублей за небольшой проект. У нас сложная профессия, требующая огромного количества специальных знаний, поэтому гонорары должны быть тому адекватными. Я не раз встречала специалистов, занижающих стоимость своих услуг, и без стеснения им говорила, что их демпинг ломает индустрию. А вообще, размер гонорара зависит от количества концертов в туре, масштаба шоу и команды, которая часто входит в пакет.
О круге общения
С коллегами мы общаемся постоянно: работаем вместе на проектах и делимся опытом за пределами стадионов. В эту тяжелую профессию идут только по большой любви, поэтому о шоу мы можем говорить часами.
О любимых местах в Москве
Сад «Эрмитаж» — мое место силы летом. Он напоминает мне Central Park. Там можно устроить пикник или прийти вечером на уютную тусовку. Кстати, именно в «Эрмитаже» я встретила директора одного из крупных фестивалей и до сих пор с ним работаю.
Люблю ГУМ — там своя волшебная атмосфера: можно сделать классные фотографии, поесть вкусную пюрешку в Столовой №17, посидеть в Boscо Café с видом на Красную площадь. Обожаю встречаться с друзьями на Центральном рынке: там прекрасная веранда и ресторан «Горыныч» с лучшим в мире сметанником.
Ресторан Izumi — место с отличными японскими супами в городе, куда я всегда рада вернуться. А еще там улетные антураж и караоке.
«Аперитивная» — любимый бар на Чистых прудах, где каждому посетителю индивидуально подбирают вино. Берите на всю компанию доски с закусками или вителло-тоннато.
Если говорить о городских местах — это смотровая РАН. Осенью и зимой, укутавшись в шарф и взяв с собой горячий травяной чай, люблю приходить туда смотреть на закат, а летом после велопрогулки по Нескучному саду. Лайфхак: у милейших охранников внизу можно ненадолго оставить велики.
Фото: Легион-медиа, Unsplash, архив пресс-службы.