«Золотая маска»: путешествие по театральной России
Апрель — месяц, когда каждый житель столицы может совершить театральное путешествие, не выезжая за пределы города, разгар главной российской театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Time Out попытался выбрать лучшее из лучшего.
«Джинжик»
Этот кукольный спектакль Яны Туминой рассказывает, прежде всего, о человечности. В его основу лег реальный случай: спасенный бразильским каменщиком пингвиненок стал возвращаться к нему каждый год. Ради этой встречи он проплывал тысячи лишних километров.
В спектакле же спасение птенца — спасение и для одинокого старика, который помнит мир до экологической и моральной катастроф. Когда все вокруг погибло, покрылось нефтяными пятнами и слоями полиэтилена, трудно сохранить человеческую природу. В этом экологически загрязненном поле, а точнее море, один становится вполне себе воином. После встречи с пингвином жизнь старика переворачивается — и он уже сам находит в себе силы перевернуть мир и сделать его чище и лучше.
«Дорогой мистер Смит»
Мюзикл Алексея Франдетти родился еще во время пандемии. Тогда он создал версию в соцсетях под смешным названием «Мой длинноногий деда». Он получился настолько удачным, что застрять в интернете просто не имел права — поэтому выбрался на твердую землю уже под новым названием.
Яркий, насыщенный цветом спектакль в стиле комикса на двоих — это наивная и трогательная история о студентке и загадочном меценате, который оплатил ее учебу в колледже. Она пишет ему письма, от которых он в нее, конечно же, влюбляется.
«Братья Карамазовы»
Один из самых дотошных и театральных режиссеров-философов, который годами готовит спектакли, Лев Додин взялся с главный текст русского классика. Подготовку постановки он называет «блужданием следами Достоевского», что передалось и персонажам: они не уходят со сцены и становятся если не героями, то свидетелями происходящего.
Блуждание ждет и зрителей. Это будет хождение по мукам в потемках человеческой души, сложной, изгибистой и не имеющей пункта назначения. Как говорил Митя Карамазов: «Широк человек… я бы сузил».
«Танцующая в темноте»
Кинокартина Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» потрясла мир. С помощью классической формы мюзикла режиссер рассказал трагическую историю бедной эмигрантки, теряющей зрение, но не веру в людей. До него, да в общем-то и после, мюзиклы всегда были яркими, цветущими и пахнущими счастьем.
Постановщик Елизавета Бондарь сфокусировалась не на форме, а на содержании и природе героини. Главный вопрос, пронизывающий спектакль — стоит ли приносить себя в жертву ради близкого человека? Цена может оказаться намного выше, что мы видим в финале спектакля и продолжаем чувствовать после.
«Робот Костя»
Еще один спектакль в афише на тему апокалиптического будущего. На этот раз во всем виноваты роботы. Может, конечно, и не они, но роботы — единственные, кто остался «в живых». Они существуют, как могли бы на их месте люди, и даже занимаются театром. Робот по имени Костя — Константин Треплев из чеховской «Чайки», который ставит спектакль. Вы сами знаете какой: тот самый, где «трудно играть, в ней нет живых лиц».
Живых лиц нет и в спектакле «Робот Костя». Режиссер Иван Заславец на главную роль взял промышленный манипулятор Hyundai HS 165, а в помощники ему выдал кинетические системы и DIY-объекты*. В течение часа они неуклюже, насколько только способны технологии, пытаются проявить человеческие эмоции. И порой у них это очень даже хорошо получается.
«Тайм-аут»
Петр Шерешевский — режиссер в постоянных поисках, поэтому за его творчеством интересно следить. Спектакль в знаменитом новосибирском «Красном факеле» он поставил специально под актрису театра Ирину Кривонос, сделав из нее социальную работницу Людмилу. Женщина живет в фантасмагорическом мире, напоминающем большой супермаркет.
Подопечные Людмилы оказываются скандинавскими богами, но с самыми обыкновенными старческими причудами. Они маются, смотрят телевизор, неожиданно выдают арии, как и положено героям фантасмагорических миров. А Людмила, застрявшая в этом абсурде, как в болоте, все пытается убедить себя, что безмерно счастлива.
«Интервью В»
«Театр ненормативной пластики» поставил спектакль о знаменитом шансонье Александре Вертинском ненормативно — песня в нем звучит только один раз. Все остальное — монолог-интервью из переработанного текста его автобиографической книги «Дорогой длинною». Рассказывая о своем извилистом пути, он накладывает на себя слои грима и превращается в одного из самых известных с детства трагических персонажей — Пьеро.
«Поющий поэт» обнажает душу, но для этого ему нужно закрыться маской. Он был любимцем и жил в опале одновременно. Двойственность существования большого артиста во времена, которые не выбирают — лейтмотив спектакля Романа Когановича.
DIY — do it yourself