Киевский вокзал
О месте
Решение о строительстве Киевского вокзала было принято в год столетия Бородинской битвы, в 1912 году.
Вокзал сооружен в 1914—1918 годах. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Архитектурный проект — И. И. Рерберга при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухова, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художник Ф. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира.
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остекленное арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролета 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трехшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения. Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года. В 1935 году для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить ее с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста. В 1940—1945 годы с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощенному проекту: 27 клепаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клепаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.